9 июня 2019 года в Казахстане состоятся внеочередные президентские выборы. В Интернете часто звучит призыв отказаться от голосования на выборах президента РК. Мол, если нет уверенности в честности выборов, в кандидатах, в том, что обещания, данные в предвыборной программе, будут исполняться, зачем участвовать в таком избирательном процессе и тем самым легитимизировать выборы? Молодежная информационная служба Казахстана разбиралась в этом вопросе.
Анна Вильгельми
Из комментариев в соцсетях: «не хочу участвовать в этом фарсе», «зато я точно могу сказать, что такую власть не выбирал», «все равно мой голос ни на что не повлияет», «победитель уже решен, нет смысла идти на выборы».
Все эти люди уверены, что, так как за них уже все решено, единственный выход – это не идти голосовать вообще, т.е. объявить выборам бойкот. Желание понятное и довольно естественное – но, увы, бесполезное.
Рассмотрим первый вариант: выборы проходят честно. Нет вбросов, голосований по чужим открепительным листам, массовых голосований бюджетников за кандидата, фамилия которого даже не проставлена в бюллетене. Наблюдатели не фиксируют никаких нарушений. Итак, мы бойкотируем выборы, и нам никто в этом не мешает.
И все же есть одно большое «но»:
Чтобы бойкот имел хоть какой-то результат, он должен быть предпринят большой группой избирателей. Тогда, если не будет достигнут минимальный порог явки избирателей, выборы могут быть признаны нелегитимными, а их результаты – недействительными. Но в казахстанском законодательстве минимальный порог не указан вообще. Это значит, что неважно, придет 99% избирателей или 1% – выборы будут признаны состоявшимися.
«По закону у нас нет нижнего порога явки, чтобы выборы были признаны недействительными. Соответственно, призыв к бойкоту способен помочь развитию демократических институтов не более чем призыв к бойкоту сериала «Игра престолов». – говорит Валерий Володин, политолог и координатор Лиги молодых избирателей, более 10 лет наблюдающий за выборами. – Оппозиция не впервые призывает к бойкоту выборов. Помогает ли это? Нет. Выборы в нашей стране, победившей демократию, состоятся при любой погоде».
«К бойкоту призывает ДВК по понятным причинам – говорит политолог Димаш Альжанов, – они не могут участвовать [в выборах], и давить на нелегитимность – их единственный путь».
Методом простых математических расчетов можно понять, что чем больше людей бойкотируют выборы, тем значительнее в процентном соотношении будет победа какой-то партии. Условно говоря, при явке в 100% распределение между тремя партиями может быть, например, 60% голосов, 25% и 15%. Если же все последователи самой маленькой партии решат выборы бойкотировать, то при явке в 85% населения голоса будут разделяться как 70,5% и 29,5%. При этом выборы засчитаны, и лидирующая партия побеждает с еще более значительным перевесом.
Важно также понимать, что даже бойкота с условными 49% явки народ обеспечить не сможет. И дело, может, не в том, что народ не захочет бойкотировать выборы, а в том, что этот бойкот не допустят власти.
«В условиях контроля властей за избирательными комиссиями на всех уровнях, включая возможность мобилизовать всех бюджетников и рабочих с [государственных] предприятий, явка будет гарантирована на уровне 30-50%» – уверен Димаш Альжанов.
Закон о выборах в Казахстане позволяет регистрировать избирателей в день голосования. По словам Димаша Альжанова, это создает потенциальную возможность для одного человека быть зарегистрированным в качестве избирателя на двух участках – а значит, отдать свой голос дважды.
Валерий Володин придерживается той же точки зрения: «Если все кандидаты наберут менее 50% голосов, то состоится второй тур выборов. Однако, использование административного ресурса, вбросы и «карусели», массовое голосование неизвестных врагов народа по чужим открепительным удостоверениям и многие другие ухищрения приведут к тому, что нужный кандидат наберёт свои 50+ процентов».
Здесь как раз речь идет о всевозможных нарушениях избирательного права, которые наблюдатели не раз фиксировали на президентских выборах в Казахстане.
Граждане РК не могут потребовать исключить себя из списка избирателей. А это значит, что голос того, кто не пришел, в наших реалиях может быть отдан без вашего ведома за «нужного» кандидата.
«По закону никто не может проголосовать за вас. В реальности – всё возможно, – рассказывает Валерий Володин. – Как-то раз я прибежал на свой участок, и, расписываясь о получении бюллетеня, увидел напротив своего имени пометку карандашом: «придёт». Кроме того, я обратил внимание, что моя дорогая мама уже проголосовала. Я преисполнился к ней ещё большей любовью – ведь я всю жизнь призываю маман ходить на выборы, но та упрямо отказывается. На удивлённый вопрос – что значит примечание «придёт», члены комиссии опять упомянули мою проголосовавшую родню, которая и уверила их, что я обязательно буду.
После голосования я забежал домой и встретил удивлённую маму, которая ни на какие выборы не ходила и даже не планировала. Значит, за неё проголосовали другие – очень наглые и хитрые, владеющие данными с предыдущих выборов – кто приходит на выборы, а кто нет.
Бойкотируйте выборы и знайте, что вас обязательно используют – за вас придут и проголосуют другие».
«Из двух вариантов – бойкотировать выборы или пойти и испортить бюллетень, лучше второй. Но можно выразить свою позицию более активно. Помогайте независимым наблюдателям распространять информацию о нарушениях. Поддержите кампанию против нечестных выборов и политических реформ. Нужно создать четкий запрос со стороны общества, ведь сегодня многие даже не имеют базовых знаний о выборах. А если нет такой повестки, то и власти себя ведут более хамски», – объясняет Димаш Альжанов.
«Если не голосуете вы, то голосуют за вас, – заключает Валерий Володин. – Не забывайте, что худших правителей выбирают хорошие честные граждане, которые не приходят голосовать».