С 2014 года в Казахстане работает государственная программа «Серпін - 2050», цель которой – обучить и трудоустроить молодежь из Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей на востоке, севере и западе Казахстана – в регионах, испытывающих дефицит кадров.
Как видно из географии и срока реализации проекта – он, скорее всего, кроме своей официальной цели, еще направлен на ассимилирование молодежных сообществ разных регионов, которые сейчас разделены огромными территориями, языком общения и ментальностью.
Объехав несколько городов Казахстана в рамках своих проектов, мы услышали немало отзывов об этом образовательном проекте, и все они говорят о том, что «смешение культур» вряд ли происходит на самом деле.
Автономия и конфликты
Ануар Ынтыкбаев – коренной житель Караганды, учится в Карагандинском университете «Болашак», и считает, что у приезжих студентов есть привилегии, например, повышенная стипендия и бесплатное проживание в общежитиях.
«Многие студенты из регионов Центрального Казахстана лишаются своих оплаченных мест в общежитиях из-за этой программы. Им, конечно, дают другие места, но классом пониже. Например, недавно в нашем политехническом университете построили новое общежитие, и отдали почти все места участникам «Серпiн». В этом же году целый корпус, где раньше учились студенты, отремонтировали и отдали опять под «Серпіндестер одағы». Это говорит о том, что для них создается отдельная инфрастуктура. Это немного смущает. Если бы они приезжали учиться как обычные студенты по обмену, не создавая свою автономию, было бы намного проще. Я не понимаю зачем нужно разделять нас на «Политех» и «Серпін».
Между коренной и приезжей молодежью, как оказалось, бывают и конфликты.
«В этом году я преподавал в колледже имени Мичурина, – рассказывает Ануар. – Студенты сказали мне, что участники «Серпiн» – в целом националистических взглядов и очень задиристые ребята. На этой почве там происходили конфликты: «серпiновцы» избили кого-то, ведь они никогда не ходят по одиночке. В тренажерном зале они тоже не контактируют с русскоязычными и держатся отдельной группой. В целом, это можно назвать столкновением менталитетов: они не привыкли видеть, что мы дружим и общаемся с русскоязычными. Они же общаются только между собой, и то, что их очень много, позволяет им не нуждаться в общении с нами, то есть ассимиляции не происходит».
Ануар считает, что приезжих студентов необходимо смешивать с местными.
«Если бы я поступил в вуз в другом городе, то учился бы со всеми вместе, а не создавал бы свою автономию. Также нужно интегрировать в проект группы с русским языком обучения. Мне кажется, никто уже не будет отменять эту программу, потому что слишком много денег было на нее потрачено. Но в то же время я задаюсь вопросом: «Почему нас никто не спросил, хотим ли мы, чтобы к нам массово кто-то приезжал? Почему не было никакого опроса населения? Или почему в виде эксперимента не сделали поток поменьше?»
Отдельная инфраструктура
Второй студент, пожелавший остаться анонимным, – житель Темиртау и учится в Карагандинском государственном индустриальном университете.
«Мне известно, что проект считается не до конца спланированным. Основной вопрос заключается в том, что ребята, приехавшие сюда, привносят множество новых аспектов в культурный облик города. Очевидно, у каждого региона есть свои культурные и ценностные особенности, но здесь они просто не пересекаются и не приводят к взаимопроникновению и выигрышу обоих сторон».
Но самой большой проблемой, по мнению студента, является раздельная инфраструктура.
«Насколько я знаю, работают отдельные деканаты, которые занимаются непосредственно со студентами «Серпiн», были наняты дополнительные преподаватели. Я не знаю, чем это обуславливается, но, по-моему, создавать отдельную инфраструктуру для отдельной группы лиц – просто дискриминация. Я, конечно, понимаю, что им тяжело ассимилироваться в другом месте, но не обязательно при этом дополнять структуру университета за счет государственного бюджета».
Разделение намечается и в бытовой студенческой жизни.
«Недавно серпiновцы требовали организовать для них отдельное посвящение в студенты, объясняя это тем, что им не понятен язык проведения мероприятия, хотя у нас общее посвящение с участием и казахских, и русских групп проходит смешанно – на обоих языках. Они говорили, что часть программы на русском языке их не устраивает».
«Вместо того, чтобы обустраивать инфраструктуру больших городов, они (организаторы программы – авт.) перекидывают людей в другие регионы, не учитывая особенностей местного населения. Но если другого выхода у государства нет, то, наверное, нужно меньше дискриминировать местных студентов за счет проведения специальных мероприятий, и как-то ужесточить контроль за нарушениями».
К сожалению, упомянутые вузы не подтвердили и не опровергли создание отдельной инфраструктуры для программы, так как по указанным на их веб-сайтах телефонам никто не отвечает.
В настоящее время мы готовим интервью с руководителем программы Муратом Абеновым.