​Год молодежи: на что потратят миллиарды из госбюджета

15 февраля 2019 г. Молодежь

Хадиша Акаева, Алишер Кожагулов

23 января в Астане прошло официальное открытие Года молодежи, на котором Нурсултан Назарбаев встретился с представителями молодого поколения. На организацию однодневного мероприятия чиновники потратили 250 миллионов тенге. Ответственными за исполнение было Министерство общественного развития, акиматы Астаны, Алматы, Шымкента и областей, а также партия «Нур Отан» .

Отмечается, что Год молодежи поможет решить социально-экономические проблемы молодых казахстанцев: некачественное образование, недоступное жилье, трудности с трудоустройством и безработицу.

В этот же день студентов в добровольно-принудительном порядке попросили заменить аватарки в социальных сетях на официальный логотип Года молодёжи, а затем выслать скриншоты для отчётности.

Позже была утверждена «Дорожная карта» по проведению Года молодежи. Предполагается потратить 121, 9 миллиарда тенге. Из планов: построить не менее 1000 арендных квартир для работающей молодежи, повысить стипендию на 30 процентов для студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, увеличить гранты для молодых ученых, модернизировать 20 вузов и 180 колледжей, выдать льготные кредиты на открытие бизнеса в селе.

Самая большая статья расходов – 118 миллиардов тенге заложена в блоке «новые инициативы» – это строительство жилья, модернизация учебных заведений, выделение грантов и развитие предпринимательства.

Молодежная информационная служба Казахстана совместно с экспертами проанализировала утвержденную «Дорожную карту» и попыталась разобраться в том, насколько запланированные программы и мероприятия в рамках Года молодежи помогут решить главные проблемы молодых людей.

Опорные мероприятия

В список так называемых опорных мероприятий вошли шесть различных событий, запланированных на 2019 год, на которые в общей сложности заложено 675 миллионов тенге.

Первым в списке идет торжественное открытие Года молодежи в Астане, на которое уже потрачено 250 миллионов тенге.

Далее следует организация республиканского образовательного молодежного лагеря Zeren 2019. На мероприятие направят 200 миллионов тенге.

На Форум трудовой молодёжи в Шымкенте потратят 50 миллионов тенге.

Ещё один форум казахстанско-российского молодёжного сотрудничества состоится в Костанае. На него выделили аналогичную сумму – 50 миллионов тенге.

Акция под названием «Синергия молодёжи» обойдется в 25 миллионов тенге.

И последнее опорное мероприятие – заседание совета по молодёжной политике при президенте Республики Казахстан в рамках закрытия Года молодёжи. Для организации события из республиканского бюджета предусмотрели 100 миллионов тенге.


Жилье

Президент также поручил проработать план по строительству не менее 1000 квартир для работающей молодежи в Астане, Алматы и Шымкенте. Квартиры должны быть отнесены к категории арендного жилья, на решение этого вопроса также будет направлена инициатива «7-20-25».

По словам директора Национального бюро экономических исследований Касымхана Каппарова, от Года молодежи вполне можно получить экономический эффект, если предложенные программы и мероприятия будут иметь долгосрочный характер, а не разовый.

«Если в рамках Года молодежи создадут программу «7-10-25» на примере программы «7-20-25», то есть первоначальный взнос снизят, то в таком случае можно уже говорить, что это систематический подход. А если это будут разовые мероприятия, то год пройдет и особого эффекта мы не увидим, потому что проблемы молодежи нужно решать в долгосрочном периоде, должна быть поддержка не в течение одного года, а в течение пяти или десяти лет», – сказал экономист.

Трудоустройство

Решить проблему трудоустройства государство планирует через развитие предпринимательства.

На обучение основам предпринимательства молодежи в рамках проекта «Бастау Бизнес» на 2019-2021 годы предусмотрено 4,5 миллиарда тенге. На предоставление государственных грантов для молодых предпринимателей в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» на 2019-2021 годы из республиканского бюджета хотят выделить 1,8 миллиарда тенге.

На предоставление государственных грантов молодежи для реализации новых бизнес-идей в рамках госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы ««Еңбек» выделят порядка 14,3 миллиарда тенге.

Социолог Серик Джаксылыков считает, что государство решило стимулировать предпринимательство, чтобы молодые люди сами создавали рабочие места, но подход к этому неправильный:

«Государство понимает, что если готовить специалистов, то нужно обеспечить их рабочими местами, а рабочие места обеспечить невозможно, потому что нет средств, нет ничего, – говорит эксперт. – Один из самых простых способов – это дать им возможность самим зарабатывать, самим создавать рабочие места. Поэтому он должен получить «диплом предпринимателя». Но где вы видели диплом предпринимателя? Чтобы бизнес развивать, нужны дешевые кредиты, нужна бизнес-среда, чтобы ему было просто работать – легко открыться, легко закрыться, чтобы его никто не мучал из служб. Но правительство не может само решить все вопросы трудоустройства. Это вопрос эффективности менеджмента. Пока они сами будут все делать – и времянки запрещать, и образование реформировать, и пенсионные реформы – бесполезно об этом говорить. В корне сама система неправильная».

Образование

На модернизацию двадцати вузов и 180 колледжей в рамках проекта «Жас маман» планируется потратить 57,9 миллиарда тенге. Инициаторы пишут, что проект подразумевает «подготовку квалифицированных специалистов по принципу "100/200", то есть подготовку 200 тысяч молодых специалистов по 100 новым профессиям в течение трех лет.

Что включает в себя в понятие «новые специальности» и почему их 100? Эксперт ИМЭП при Фонде первого президента Камила Ковязина пояснила телеканалу «Хабар»:

«Исследование Microsoft показывает, что 65 процентов нынешних выпускников будут работать по профессиям, которых сейчас не существует. Именно это и называется «новые профессии». Это, к примеру, генетический аналитик, IT-медик, эко-исследователь для добывающих отраслей, то есть то, что придет с учетом новых технологий. Будет внедряться онлайн обучение, очень много будет требоваться самостоятельного обучения», – сказала телеканалу эксперт ИМЭП.

Но и здесь эксперты увидели проблемы. Отсутствует обратная связь государства с молодежью, и программа «Жас маман» закрыта: не ясен перечень специальностей и дополнительные условия.

По мнению экспертов, недостаточно просто модернизировать учебные заведения и заявить о новых стандартах, чтобы улучшить ситуацию с образованием в Казахстане.

«Образование у нас реформируют уже в течение 30 лет и у него эффект всегда отложенный. Внедрение стандартов – это долгосрочное решение. Если в рамках Года образования выделены дополнительные гранты на обучение, можно говорить, что будет эффект, но 200 тысяч грантов – это очень много, сейчас у нас меньше 50 тысяч грантов. И опять же у нас проблема в том, что специалисты, которые выходят из университетов и специалисты, которые требуются работодателям – это немного разные люли. Многие работодатели говорят о том, что выпускников вузов требуется дополнительно обучать, или переобучать, они не соответствуют требованиям работодателей. Основная проблема образования не в том, что у нас мало грантов или в том, что образование слишком дорогое, а в том, что знания, которые дают в процессе образования не всегда помогают найти работу», – сказал Каппаров.

Социолог Серик Джаксылыков считает, что проблема еще глубже и рано начинать именно со сферы образования.

«Не решив проблему коррупции в Казахстане, мы ничего не сможем сделать. Все будет съедать коррупция, деньги будут уходить. Все это будет делаться не для того, чтобы решить проблемы образования, а для того, чтобы побольше денег суметь освоить. Это - во-первых. Во-вторых, пока все вопросы решаются из центра, трудно говорить о результатах. Одно дело, когда одно министерство думает, другое дело, когда это свободный сектор экономики, который развивается сам по себе. Если ему нужны нововведения, он должен их инициировать сам, для этого должен быть закон и процессы, которые позволяют принимать решения», – поделился мнением эксперт.

Также в рамках года молодежи планируется повысить некоторые пособия и стипендии. Увеличится размер единовременного пособия участникам программы «С дипломом – в село» с 70 МРП до 100 МРП, то есть со 176 750 до 252 500 тенге. Студентов же хотят привлечь к волонтерству деньгами: если студент занимается волонтерской деятельностью, размер стипендии повышается на 30 процентов.

Кроме того, принято решение об увеличении грантового финансирования исследований молодых ученых. За три года на это планируется направить 6 миллиардов тенге.

Социальная активность

В течение года будет реализовываться проект по поддержке локальных молодежных инициатив – молодых людей планируется привлекать к экологическим акциям, военно-патриотическим мероприятиям и творческим проектам. На это предполагаются расходы в размере 100 миллионов тенге.

Правозащитник, директор общественного фонда Liberty Галым Агелеуов сомневается, что социальная активность молодежи будет реально повышена.

«Сама молодежь не востребована для активного участия в этих проектах. Некоторые люди действительно хотят использовать выделенные деньги на благо, но насколько их инициативы реализуются – большое сомнение. Это может коснуться и Года молодежи. Мы можем не увидеть того, что молодежь реально что-то получит от этого, - сказал Галым Агелеуов. – Нужно провести информационную кампанию, показать план своих действий, и второе – получить обратную связь от той группы, на которую направлена программа. Но это нужно делать не в Год молодежи, это нужно было делать за год, как минимум. Тогда будет какой-то эффект. А если мы декларируем Год молодежи, предлагаем что-то сверху сделать, тогда бюджетные деньги будут выходить через главные при власти неправительственные организации – «Жас Отан», «Жас улан», деятельность которых во многих случаях не приносит должного результата».

Генеральный директор МИСК Ирина Медникова считает, что для того, чтобы повысить социальную активность молодежи, государству в первую очередь нужно изменить к ней отношение.

«Интересно, что государство собирается управлять развитием активности молодежи, и еще интереснее то, что в рамках строго очерченной песочницы: экологические акции, военно-патриотические мероприятия и творческие проекты. И для меня так и остается открытым вопрос – почему нужно объявлять специальный год молодежи, чтобы решить обычные социальные проблемы? Почему именно сейчас? Почему выделено так много финансовых средств? По моим ощущениям, государство пытается подстелить соломки там, где можно споткнутся в коридоре транзита власти. А одна из основных ее фобий, как мы помним, – это внезапная стихийная революция, и как показал пример цветных революций в странах СНГ, молодежь – их активная участница. Поэтому, вполне возможно, что в этот год будет залит успокоительный бальзам во все системные раны молодежной политики для предупреждения роста недовольства и радикализации этой большой и энергичной социальной группы. Но я всегда говорю о том, что молодежи нужна свобода и участие в принятии решений – тогда она становится для государства ресурсом, а не проблемой». – отметила генеральный директор ОФ «МИСК».

Экономист Касымхан Каппаров отмечает вероятность того, что государство может пойти по привычному административному пути.

«Экономические проблемы молодежи являются частью всей экономики. Можно пойти чиновничьим путем, чтобы просто отчитаться: выделить квоты под молодежь, заставить в административном порядке выделить рабочие места для них. Но это не эффективно, этого хватит лишь на год. А что будет с этими рабочими местами дальше – тоже вопрос, – считает он. – Можно за счет бюджета создать социальные рабочие места, но по факту они никак не принесут пользу для экономики. И здесь на молодежь нужно смотреть не как на балласт, который требует социальной поддержки, расходы в рамках Года должны рассматриваться как инвестиции в будущее, чтобы помочь молодым людям выйти на путь устойчивого развития. Это и борьба за таланты и за то, чтобы лучшие кадры оставались здесь и могли себя реализовывать. Например, в Северный Казахстан приезжают люди из российских вузов и на месте выбирают лучших выпускников школ, начиная с 10 и 11 классов. Государство 10 лет инвестирует в развитие человеческого капитала, а по факту они работают на экономику другой страны. На молодежь нужно смотреть как на актив, в который нужно инвестировать и за который нужно бороться».

Главное фото: liter.kz

Следите за нами в интернете