Информационная доступность: миф или реальность?

3 часа, 10 групп, 60 сайтов, 50 критериев - так прошла первая половина дня субботы для Жанны Прашкевич и участников Хакатона в Бизнес-Инкубаторе MOST. В конце месяца по итогам этой встречи будет представлена карта информационной доступности государственных органов и подведомственных учреждений города Алматы с рекомендациями для работы над ошибками сайтов.

Айна Саматова

19 ноября состоялся Городской Хакатон №8, посвященный информационной доступности города Алматы.

В течение 3-х часов мы вместе с активными горожанами, интернет-пользователями, узкими digital-специалистами, маркетологами, аналитиками, представителями общественных организаций и инициативных групп проверили более 50 сайтов государственных органов и подведомственных учреждений на информационную доступность. Каждый участник, вне зависимости от технического образования и компетенций, смог сделать оценку качества работы ресурсов.

«Надеетесь ли вы, когда пишете электронное письмо в государственный орган, что они его откроют и ответят вам? Удивлялись ли вы когда-нибудь тому, что официальная почта государственного органа заканчивается на @mail.ru?», – с таких вопросов начала Хакатон Жанна Прашкевич, руководитель маркетингового бюро DPR.

- Жанна, как вы пришли к проблеме информационной доступности города?

- Я занимаюсь системами гостеприимства с 2009 года. За это время я четко поняла несколько моментов. Во-первых, предприятие не может быть гостеприимным в полной своей мере, (оказывать сервис и принимать гостей), если не гостеприимен сам город. Во-вторых, посетители города заранее планируют свое времяпровождение – они смотрят, какие места следует посетить. Конечно же, они бегут открывать Google, Yandex, другие поисковые системы, в надежде найти информацию о городе и его предприятиях. Для нас информационная доступность – это прежде всего физическая доступность объекта. Если у человека нет информации об услуге, то он, скорее всего, не сможет ею воспользоваться.

- Вы заботитесь только об информационной доступности для туристов или ваша деятельность направлена и на местных жителей?

- Конечно же это касается не только туристов, но и нас с вами, наших горожан. К примеру, есть Центр оказания социальных услуг, у которого нет сайта вообще. А ведь год назад, в ноябре 2015 года, был принят прекрасный Закон о доступе к информации, согласно которому этот Центр оказания социальных услуг приравнивается обладателю информации. То есть, он обязан размещать информацию о графике работы, структурных подразделениях, ФИО руководящих лиц, обновляемые ежедневно новости, анонсы об открытых мероприятиях и заседаний и др. Например, у меня кто-то из родных получает инвалидность. Как я могу понять, как именно этот центр может оказать мне данную государственную услугу? Таких примеров достаточно много. Этому и посвящен наш Хакатон.

- Как проводится работа на Хакатоне сегодня?

- Мы выбрали 60 сайтов государственных органов и подведомственных учреждений и около 50 критериев, по которым мы их проверяем. Начиная от простых, как «зарегистрирован ли домен на эту организацию или на какое-то физическое лицо?», до таких сложных, как предоставление данных в портал открытых данных, либо размещение реестров этих данных на сайте государственного органа. Так же, проверяется наличие контактной информации, возможности подписки на новости, раздела возможных вакансий и т.д.

- Как вы пришли к тому, чтобы проводить эту работу в формате Хакатона?

- Я поняла, что единственный вариант сделать это относительно быстро – это пригласить к соучастию других людей на принципах добровольности и открытости, так как у нас маленькое количество сотрудников. Я очень рада, что очень большое количество людей откликнулось. Было ясно, что нужно это делать в партнерстве, поэтому я сразу подумала о Бизнес-Инкубаторе MOST, который проводит не первый Хакатон. Я написала руководителям, они сразу ответили, что им нравится эта идея и согласились помочь.

- Как незнающие люди могут получить информацию о Хакатон-мероприятиях?

- Основная информация размещается на Facebook. Хакатон – это проект City Solutions, основанный Павлом и Даной, который тесно связан с Бизнес-Инкубатором и Бизнес-Акселератором MOST. Именно они и размещают информацию.

- Какова конечная цель этого общественного аудита?

- По результатам этого Хакатона у нас будет составлена карта информационной доступности государственных органов и подведомственных учреждений о соответствии некоторым критериям Закона о доступе к информации. После чего им будут отправлены официальные письма с рекомендациями о технических пожеланиях.

Следите за нами в интернете