Отчет о наблюдении 2012

22 января 2012 г. Молодежь, Выборы

Отчет о наблюдении

ЛИГИ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

за внеочередными выборами в парламент и маслихаты республики Казахстан

15 января 2012 года

15 января 2012 года на охваченных наблюдением 28 участках г. Алматы Лигой молодых избирателей выявлен ряд проблем и нарушений действующего законодательства «О выборах» в Республике Казахстан.

Это порядка 50 пунктов нарушений процедур голосования и наблюдения за ним, а также 38 количественных расхождений в протоколах участковых избирательных комиссий.

Из них порядка 30 пунктов процедурных нарушений произошли в течение дня голосования, и наименьшее количество – при открытии и закрытии участков.

Из наиболее серьезных нарушений наблюдатели ЛМИ заметили несколько «каруселей» – это были автобусы со студентами, а также со взрослыми людьми (зафиксировать не удалось), один случай вброса бюллетеней (видео было снято наблюдателем одной из партий и удалено до конца дня), голосование по копии удостоверения личности, водительскому удостоверению, по внесению в дополнительный список без домовой книги, а также голосование по открепительному талону в пределах одного населенного пункта (Алматы). При подсчете голосов был выявлен один грубый случай откровенного засчета голосов одной партии за другую.

Нужно заметить, что в крупных вузах иногородние студенты на кануне выборов были отправлены на каникулы и получили открепительные удостоверения (см. таблицу ниже).

Количество открепительных удостоверений, выданных на участках в крупных вузах:

Участок

Выдано открепительных на 14.01.

Выдано открепительных на 15.01

№ 317

1242

1242

№ 42

197

197

№167

428

428

№180

1400

1554

№50

Не предоставили

1023

№479

Не предоставили

179

№42

Не предоставили

197

№181

Не предоставили

2180

№186

Не предоставили

2307

№187

Не предоставили

1739

№249

Не предоставили

824

№301

Не предоставили

1658

№55

Не предоставили

1251

Студенты, оставшиеся в общежитиях в день выборов (так как из города уехали не 100 процентов студентов), имели возможность проголосовать дважды – в своем вузе и по данным открепительным на любом другом участке. Подсчитать, сколько учащихся осталось в общежитиях и могло голосовать таким образом, к сожалению, не представилось возможным, так как списки избирателей не предоставлялись комиссиями для наблюдателей.

Однако зафиксирован следующий случай – на избирательном участке №180 происходило голосование на основе открепительных удостоверений на выборах депутата маслихата г. Алматы – проголосовали 62 (шестьдесят два) человека. Горизбирком, комментируя нам данный факт, заявил, что это невозможно (голосование на выборах в маслихаты, в пределах одного населенного пункта по открепительным талонам запрещено).

Еще на несколько участках зафиксированы такие случаи, согласно протоколам УИК.

Косвенно указывает на потенциальную проблему и тот факт, что почти на всех участках комиссии отказывались показать наблюдателям списки избирателей.

Ряд количественных расхождений мы зафиксировали и в проколах УИК. Например, количество полученных бюллетеней на участке ниже, чем количество избирателей, зарегистрированных на нем. Причем, не проясняет ситуацию вычет выданных открепительных удостоверений.

Говоря о реакции участковых комиссий на наблюдение, можно отметить в большинстве их недоброжелательный настрой. Кроме этого не полное владение законодательной базой, что влечет за собой как нарушения процедур голосования, так и ограничение действий и споры с наблюдателями, которые пытаются вести свою работу в соответствии с законом.

Отношение к наблюдателям на ряде участков можно назвать предвзятым, а иногда и откровенно агрессивным. Если наблюдатель настаивает на получении тех или иных данных, которые может получать по закону, и не принимает отказов председателя УИК, его автоматически обвиняют в том, что он мешает работе УИК, ходу процесса голосования на участке и так далее.

Таких проблемных участков в нашем наблюдении было от 3 до 5 с разной степенью конфликтного потенциала между комиссией и наблюдателями.

На трех участках ситуация накалилась почти до конфликта – на 157 участке член УИК назвал наблюдателя «скотской мордой» за отказ сидеть на одном месте и чуть было не спровоцировал драку, на 42 участке наблюдателя выводили в коридор и заставлял «сидеть тихо и не мешать», на участке 301 наблюдателю не выдали протокол закрытия и подсчета голосов за его активное поведение.

Вместе с тем, мы также отметили слабую подготовку наблюдателей от других организаций. Представители партий и кандидатов зачастую были лишь ангажированными лицами своих политических сил, являясь наблюдателями номинально, не проявляя никакой солидарности с независимыми наблюдателями, даже если последние объективно оказывались правы. В нескольких случаях, наблюдатели от лидирующих партий ополчались против независимого наблюдателя, занимая позицию УИК в споре. Солидарность между наблюдателями от независимых организаций проявлялась в фиксировании нарушений в актах и их подписи.

Еще одной проблемой стала юридическая помощь наблюдателям в случае их запугивания или ограничения в работе. Мы не получили юридической помощи ни от одной общественной организации, готовой быстро и качественно проконсультировать штаб наблюдения, выехать на помощь к наблюдателю. К трем наблюдателям, подвергнутым сильному давлению УИК, выехали только координаторы Лиги молодых избирателей и пресса.

Кроме этого, за весь день голосования нам удалось дозвониться до Горизбиркома лишь один раз – на телефон либо не отвечали, либо он был занят. Возникало порядка 10 спорных и сложных ситуаций, когда нам требовалась консультация Горизбиркома, и когда УИК ссылался на Горизбирком при споре с наблюдателем. Хотя в предвыборный период Горизбирком консультировал координаторов проекта, давал своевременные устные и письменные разъяснения по законодательству и постановлениям ЦИК, чем ощутимо помогал миссии наблюдения.

Нарушения законодательных процедур голосования так же существенны. Учитывая наш небольшой охват, сложно говорить об их системности, и чтобы быть объективными, предлагаем Вашему вниманию полный перечень зафиксированных нарушений с отсылками к законодательству, подкрепленный актами, подписанными свидетелями, фото- и видео-материалами.

Предварительная оценка участков

14 января наблюдатели Лиги провели оценку участков на степень готовности ко дню голосования. Готовность 28 участков в Алматы можно назвать удовлетворительной. Вместе с тем, нами замечен ряд нарушений. Наиболее частым из них стало препятствование деятельности наблюдателей в ознакомлении с участком. Кроме того, выявлены и процедурные нарушения.

  1. Участковая комиссии не дала наблюдателю предварительно ознакомиться со списками избирателей – участки №№ 152, 153, 158, 65, 249, 301 (ст. 20-1, п.2.2 Закона «О выборах», ст.16 п. 6 – списки предоставляются для всеобщего обозрения).
  1. УИК препятствовал наблюдателю в получении информации, а также оспаривал его право находиться на участке, требуя «порядковый номер наблюдателя», а также особенный формат бейджа – участок №180. (ст.20-1, п.1 Закона «О выборах») Городская избирательная комиссия своевременно разъяснила УИК правила оформления документации наблюдателя.
  1. На участке нет данных о кандидатах за день до выборов – участки №№ 205, 187, 249, 301 (ст. 28, п.6, Закона «О выборах»).

Итоги открытия участков и допуска наблюдателей

С 7 до 10 часов 15 января Лига молодых избирателей зафиксировала ряд нарушений, самыми частыми из которых стали нарушения прав наблюдателей: запрет на передвижение и угрозы выдворить с участка, не предоставление списков избирателей, не предоставление акта об открытии участка и так далее.

Кроме того, отмечены процедурные нарушения закона «О выборах»: присутствие нескольких наблюдателей от одной организации, а также посторонних лиц, наличие агитационных материалов на территории участков, голосование по копии удостоверения личности.

  1. Несколько представителей от партии находятся на участке в качестве наблюдателей (3 наблюдателя от партии «Нур Отан», один из которых наблюдает не по тому адресу, который указан в его аккредитации) – № 55. Несколько доверенных лиц от одного кандидата находятся на одном участке – 3 представителя кандидата Баймухамбетова К.С. - №50 (ст. 20, п.8 Закона «О выборах») (Приложение – Акт№1 с уч.№ 55 от 15.01.12., Протокол открытия участка №50 от 15.01.12.)
  1. Ограничение наблюдателя в передвижении («сидеть на стуле за красной ленточкой и не вставать, иначе удалим за нарушение порядка»), угрозы удаления с участка при попытке подойти к столу УИК – участок № 157. Аналогичные проблемы - №50, 180 (ст. 20-1, п.5, п.9, ст. 39, п.1. Закона «О выборах»). На участке №50 проблема была решена, акт не составлялся (Приложение – Акт№1 с уч.№ 157 от 15.01.12.) Наблюдатель участка 157 Аделия Бозтаева написала акт о нарушении – ограничении ее в передвижении – в трех экземплярах и попросила расписаться председателя, председатель забрал акты в свой кабинет и отказался возвращать их обратно. Аделия передала председателю инструкцию ЦИК для УИК, разрешающий наблюдателям вставать со своих мест и производить фото и видеосъемку. Председатель забрал и этот документ, отнес в свой кабинет и заявил, что это для нее не имеет значения.
  2. УИК не позволял наблюдателю ознакомиться с актом об открытии – № 50, 479 (ст. 20-1, п.2, пп. 5, Закона «О выборах»), позже вопрос был решен, акт о нарушении не составлялся.
  1. Голосование по копии удостоверения личности – № 50, 1 раз (примерно в 9:00), №479, 1 раз (ст. 41, п.3, Закона «О выборах») (Приложение – Акт№1 с уч.№ 50 от 15.01.12., фото 06-08 с уч. 50 от 15.1.12.)
  1. Нет всей необходимой информации на информационной доске – №№ 157, 158, 479, 187, 205, 51, 249, 301, 82 (ст. 28, п.6, Закона «О выборах»). На участках 301, 249, 51, 157 несоответствие было устранено в течение 15 минут, акты не составлялись. На 82 участке на стенде некорректно отражена информация на казахском языке, акт не составлен, сделано замечание УИК. Участок № 187 – исправлено в течение 15 минут, зафиксирован факт исправления (Приложение – Акт№1 с уч.№ 187 от 15.01.12.), участки №№ 479, 205, 157, 249 – (Приложение – Акт№1 с уч.№ 205, Акт№2 с уч.479 от 15.01.12., Акт №2 с уч. 157 от 15.01.12., Акт №1 с уч. 249 от 15.1.12.).
Так же на ряде участков не было указателей расположения участка, что затрудняет его поиск для избирателей, голосующих по этому адресу впервые – №№ 50, 82, 186, 187.

Процесс голосования

  1. Вынос бюллетеня с участка и давление на наблюдателя – № 42. Избиратель вынес с участка пустой бюллетень. Когда наблюдатель обратил внимание УИК на этот факт, один из членов УИК побежал за избирателем и вернул бюллетень. Секретарь вывел за руку наблюдателя Лиги молодых избирателей Антона Хорина из участка и начал оказывать на него давление, призывая «сидеть тихо и не высовываться». Наблюдатель начал диктофонную запись, и председатель стал заметно спокойнее разговаривать. Тем не менее, он не подписал акт о нарушении, надавил на свидетелей и ругал их за то, что они подписали акт о нарушении. В своем экземпляре акта о нарушении вычеркнул подписи свидетелей (ст. 20-1, п.2, пп. 12, Закона «О выборах») (Приложение – Акт№1 с уч.№42 от 15.01.12., видеозапись№05 с уч. 42 от 15.1.12)
  1. Давление на наблюдателя, оскорбления – №157. Член УИК Асаубаев Рамазан Оринханович потребовал от наблюдателя Валерия Володина сесть на место в другом конце спортивного зала, отведенного для наблюдателей. Наблюдатель отказался, ссылаясь на текст закона, после чего услышал: «Пошёл вон отсюда!» «Ты меня раздражаешь физически», «Ты скотская морда». Члены комиссии, сидевшие возле своего коллеги в данный момент, отказались от подписи в актах, поскольку «не слышали этого». Свидетелем этого выступило около 10 избирателей, однако, наблюдатель не успел попросить кого-либо из них подписать акт. Асаубаев Рамазан Оринханович также попытался спровоцировать наблюдателя на драку, однако, ничего не добился – наблюдатель не пошел на провокацию, и отказывался общаться с членом комиссии, напоминая тому, что общается с членами избирательного участка только через председателя. Несмотря на это, г-н Асаубаев громко сообщил «Прошу обратить внимание членов комиссии – наблюдатель пытался на меня напасть». Наблюдатель сообщил, что данный инцидент был записан на видеокамеру, поставленную данной комиссией. Наблюдатели от партии «Нуротан» и кандидата Светланы Идрисовой сослались на то, что с их мест плохо видно и слышно, соответственно они не могут этого подтвердить. Наблюдатель Бозтаева А. подтверждает данный факт (ст. 20-1, Закона «О выборах). (Приложение – Акт№10, №11 с уч.№157 от 15.01.12., копия Акта РСНН №1 с уч. 157 от 15.1.12.). Видеозапись произошедшего велась участковой комиссией и может быть запрошена в Городской избирательной комиссии.
  1. Запрет на передвижение наблюдателя по участку в течение дня - № 157. Председатель УИК Косаева Бахыт Балтабаевна запрещает наблюдателям передвигаться по территории участка. В ответ на указание статьи закона, и толкования данной статьи, представленной городской избирательной комиссией, сообщила, что «только она, как председатель имеет право на решение – что разрешено, а что запрещено на участке». Председатель многократно, примерно 10 раз, запугивала наблюдателя тем, что вызовет сотрудника внутренних органов, чтобы вывести наблюдателя с участка. (ст. 20-1, Закона «О выборах). (Приложение – Акт№1 с уч.№ 157 от 15.01.12.)
  1. Выдача 4 (четырех) бюллетеней одному избирателю - №06. УИК никак не смогли прокомментировать ситуацию (ст. 5. п.1 Закона «О выборах). (Приложение – Акт№1 с уч.№06 от 15.01.12.)
  1. Процедура подсчета бюллетеней и процедура опечатки урны прошли одновременно - №50. На опечатывании урны присутствовали два члена УИК, на подсчете бюллетеней все остальные. Подсчет бюллетеней проходил в отдельной комнате (Приложение – Акт№2 с уч.№50 от 15.01.12.)
  1. Повторное голосование, но после того, как наблюдатель начала снимать на камеру подозреваемого в повторном голосовании парня, оказалось, что его нет в списках избирателей - №50 (ст. 5. п.1 Закона «О выборах) Акт не был составлен, так как не было достаточно доказательств.
  1. УИК не предоставила наблюдателю число проголосовавших на середину дня - №82. (ст. 20-1, п.5 Закона «О выборах»).
  1. Агитационные материалы на участке - №82. (ст. 20-1, п.5 Закона «О выборах») (Приложение – фото 10-11 с уч.№82 от 15.01.12.).
  1. Нахождение в кабинке для голосования по несколько человек - № 82, но спустя пару минут после этого комиссия реагировала. Составлен акт, председатель подписал (ознакомлен, но не согласен). Два наблюдателя, которые тоже видели это нарушение, согласились подписать акт, не указывая домашний адрес (объяснили тем, что не хотят лишних проблем). То же самое - №301 (ст. 8, Закона «О выборах»). (Приложение – Акт№1 с уч.№82 от 15.01.12., видео№09 с уч. №301 от 15.1.12.)
  1. На входе в КазЭУ на дверях с внутренней стороны висят плакаты партии «Нур Отан» - №83 (Приложение – фотография №01 и №02 с уч. 83 от 15.1.12.).
  1. Ограничение наблюдателя в передвижении и враждебное отношение к нему - №83. Председатель избирательной комиссии Гусманова Фарида Равилькызы сослалась на вышестоящую избирательную инстанцию, где ей якобы сказали, что наблюдатели не должны подходить к столу ближе, чем на 3 метра. После того, как наблюдатель Старков Константин показал инструкцию ЦИК для УИК, где сказано, что наблюдатели могут подходить к столу, не мешая процессу голосования, председатель на это ответила, что «он может делать, что хочет». Наблюдатель мог передвигаться по участку, только постоянно ссылаясь на закон и инструкцию и угрожая написать акт о нарушении (ст. 20-1, Закона «О выборах). Акт не составлялся.
  1. Кандидат в Мажилис Светлана Идрисова появилась на участке - № 152, представилась, после вопроса о том, кем она является, незамедлительно покинула участок (ст. 20. п.8 Закона «О выборах). (Приложение – Акт№2 с уч.№152 от 15.01.12.).
  1. Нахождение в кабинке для голосования сразу двух человек, дееспособных - № 157. Наблюдатель обратила внимание УИК на это. Двое других наблюдателей начали писать Акт о том, что наблюдатель подняла шум, не предупредив других наблюдателей и председателя (ст. 8, Закона «О выборах). (Приложение – Акт№3 с уч.№157от 15.01.12., видео№12 с уч.157 от 15.1.12.). То же самое - № 154. (Приложение – Акт№1 с уч.№154 от 15.01.12.).
  1. Член комиссии заранее подписывал бюллетени заранее, затем выдавал избирателям – №168, после предупреждения наблюдателя перестал так делать (ст. 41, п.5, Закона «О выборах). (Приложение – Акт№2 с уч.№168 от 15.01.12.)
  1. Избиратель не в состоянии проголосовать самостоятельно (плохое зрение), но не представил членам избирательной комиссии свое доверенное лицо - №180. Вместо чего, он попросил помощи у человека, который уже проголосовал. Во время заполнения бюллетеня, уже проголосовавший избиратель находился в кабинке тайного голосования. По окончанию голосования, ФИО доверительного лица не было занесено в список (ст. 8, Закона «О выборах). (Приложение – Акт№1 с уч.№180 от 15.01.12.)
  1. Голосование за другое лицо - № 181. На избирательный участок пришел избиратель Карабаев Олжас Бауржанович, за сына которого кто-то проголосовал. Председатель избирательной комиссии обвинил наблюдателей в том, что они «не доглядели» этот факт (ст. 8, Закона «О выборах) (ст. 5. п.1 Закона «О выборах) (Приложение – Акт№1 с уч.№181 от 15.01.12.).
  1. УИК запретил подходить к столу регистрации на какое либо расстояние - №205. После того, как наблюдатель сослался на закон и инструкцию ЦИК, УИК перестал притеснять его. Акт не составлялся.
  1. На первом этаже УИК была зафиксирована агитационная листовка за кандидата маслихата - №301. (ст. 27, п.2. Закона «О выборах») (Приложение – видео03 с уч.№301 от 15.01.12.).
  1. Рядом с участком на улице находился заполненный автобус со студентами, который был замечен позже возле других участков - №301 (фото№13 с уч.301 от 15.01.12.)
  1. Избиратель проголосовал по водительскому удостоверению - №158 (ст. 41, п.3, Закона «О выборах») (Приложение – Акт01 с уч.№158 от 15.01.12.).
  1. Два избирателя проголосовали по открепительному талону, хотя прописаны в Медеуском районе - №158 (ст. 41, п.6-1. Закона «О выборах») (Приложение – Акт02 с уч.№158 от 15.01.12.).
  1. Разница в количестве проголосовавших с 17:30 до 19:00 у наблюдателей и УИК составила 83 бюллетеня - № 157. (Приложение – Акт04 с уч.№157 от 15.01.12.).

Некоторых избирателей не было в списках избирателей, они голосовали по сообщению домашнего адреса - № 158. Без предъявления домовой книги их вносили в дополнительные списки (у каждого члена УИК по одному) и они получали бюллетени, показать наблюдателям списки отказались (ст. 41, п.3, Закона «О выборах») (Приложение – Акт03 с уч.№158 от 15.01.12.).

Закрытие участков, подсчет голосов и нарушения

  1. Кол-во бюллетеней (2240) меньше, чем количество избирателей на участке (2265) - №168. Прим.: в конце дня число бюллетеней и список избирателей сошлись (Приложение – Акт№1 с уч.№168 от 15.01.12.).
  2. Не был произвён подсчет проголосововаших избирателей по спискам избирателей до вскрытия урн - №205. (ст. 43, п. 4, п.п. 2 КЗ РК «О выборах») (Приложение – Акт№2 с уч.№205 от 15.01.12.).
  3. Председатель не предоставил списки с данными об общем количестве проголосовавших избирателей, о количестве проголосовавших избирателей по открепительным талонам, апеллируя свой отказ статьей 43 п. 1 и отсутствием времени на промежуточные пересчеты - №180. (ст. 20-1, п.2. пп. 2. Закона «О выборах») (Приложение – аудиозапись№16 с уч. 180 от 15.1.12.).
  4. Не погашенные бюллетени лежали на том же столе, когда начался подсчет голосов - №6 (ст. 43, п.4. Закона «О выборах») (Приложение – Акт№2 с уч.№06 от 15.01.12., фото 15 с уч. 6 от 15.1.12.).
  5. Количественные расхождения при подсчете голосов - № 157. Количество «сколько выдали – сколько проголосовали – сколько осталось» не сходилось (ст. 43, п.4. и п. 4-1. Закона «О выборах») (Приложение – Акт№7 с уч.№157 от 15.01.12.).
  6. Представители комиссии ушли ужинать в 20:00 на 1-40 минут - № 157 (ст. 43, п.1 Закона «О выборах») (Приложение – Акт№9 с уч.№157 от 15.01.12.).
  7. Некорректный подсчет голосов - № 157. 67 бюллетеней отсчитали из стопки КНПК и положили в стопку НурОтан, после замечания наблюдателей член УИК сказала, что наблюдатели мешают процессу подсчета голосов и «своим присутствием портят доброе имя Назарбаева Н.А». «Вы хотите идти против Нур Отана?!» - Сказала она, со слов наблюдателя (ст. 43, п.1. п.3. Закона «О выборах») (Приложение – Акт№5 с уч.№157 от 15.01.12.).
  8. УИК при подсчете голосов дважды прибавила 8 бюллетеней, надомников, не озвучив, за кого они, к партии Нур Отан, проголосовав за это единогласно, а к Буллитбаеву – бюллетени маслихатов - № 157. Председатель сказала при этом, со слов наблюдателя: «Мы прибавили, так как они лидируют в подсчете голосов и эти 8 голосов особой роли не сыграют» (ст. 43, п.1. п.3. Закона «О выборах») (Приложение – Акт№6 с уч.№157 от 15.01.12.).
  9. Отказ обеспечить обозрение подсчета результатов наблюдателям - №157. (ст. 43, п.1. п.3. Закона «О выборах») (Приложение – Акт№8 с уч.№157 от 15.01.12.).
  10. В предоставленном протоколе УИКа о результатах подсчета голосов несовпадение с результатами подсчета голосов наблюдателей - № 8. (УИК – 540 проголосовало, наблюдатели - 355) (Приложение – Акт№02 с уч.№08 от 15.01.12.).
  11. Несовпадение количества бюллетеней при подсчете - №301. (Приложение – Акт№01 с уч.№301 от 15.01.12.).
  12. Наблюдателю ограничен доступ к обозрению подсчета голосов - №301. (Приложение – Акт№02 с уч.№301 от 15.01.12.).
  13. Погашение неиспользованных бюллетеней произошло после подсчета голосов из переносной урны - № 301(Приложение – Акт№05 с уч.№301 от 15.01.12.).
  14. Наблюдателю не предоставили протокол закрытия участка за активное наблюдение - № 301. (Приложение – Акт№04 с уч.№301 от 15.01.12.).
  15. При подсчете голосов не показывались бюллетени, не оглашалось волеизъявление избирателей - № 154. (ст. 43, п.1 Закона «О выборах») (Приложение – Акт№4 с уч.№154 от 15.01.12.).
  16. Председатель УИК отказался предоставить наблюдателю данные о количестве проголосовавших, в том числе по открепительным талонам - № 180. (ст. 20.1, п.2.пп.2 Закона «О выборах») (Приложение – Акт№4 с уч.№180 от 15.01.12., аудиозапись№16 с уч.180 от 15.1.12.).

Данные официальных протоколов УИК

  • На избирательном участке № 45 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2). Разница составила 40 (сорок) бюллетеней.
  • На избирательном участке № 55 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2) . Разница составила 263 (двести шестьдесят три) бюллетеней.
  • На избирательном участке № 83 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2) . Разница составила 7 (семь) бюллетеней.
  • На избирательном участке № 159 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2) . Разница составила 23 (двадцать три) бюллетеня.
  • На избирательном участке № 187 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2) . Разница составила 1716 (тысяча семьсот шестнадцать) бюллетеней. Выдано открепительных – 1739 (одна тысяча семьсот тридцать девять).
  • На избирательном участке № 45 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2). Разница составила 10 (десять) бюллетеней.
  • На избирательном участке № 55 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2). Разница составила 244 (двести сорок четыре) бюллетеня.
  • На избирательном участке № 159 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2). Разница составила 23 (двадцать три) бюллетеня.
  • На избирательном участке № 187 по городу Алматы число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, было меньше общего числа избирателей на участке (ст. 37-2). Разница составила 763 (семьсот шестьдесят три) бюллетеня.
  • На участке номер 50 по городу Алматы, общее число избирателей на участке, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосов по партийным спискам не соответствует общему числу избирателей на участке, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница – 13 (тринадцать) человек.
  • На участке номер 181 по городу Алматы, общее число избирателей на участке, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосов по партийным спискам не соответствует общему числу избирателей на участке, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница – 1 (один) человек.
  • На участке номер 8 по городу Алматы, общее число избирателей на участке, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосов по партийным спискам не соответствует общему числу избирателей на участке, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница – 9 (девять) человек.
  • На участке номер 205 по городу Алматы, общее число избирателей на участке, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосов по партийным спискам не соответствует общему числу избирателей на участке, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница составила 3 (три) человека.
  • На участке номер 50 по городу Алматы, число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по партийным спискам, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосов по партийным спискам не соответствует числу избирательных бюллетеней, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница – 1578 (тысяча пятьсот семьдесят восемь) бюллетеней.
  • На участке номер 50 по городу Алматы, число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией для голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, указанное в протоколе УИК о результатах подсчета голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы не соответствует общему числу избирателей на участке, указанному в протоколе УИК об открытии. Разница – 1610 (тысяча шестьсот десять) бюллетеней.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК № 6 о результатах подсчета голосов по партийным спискам, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 4 (четыре) человека.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК № 45 о результатах подсчета голосов по партийным спискам, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 5 (пять) человек.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК №157 о результатах подсчета голосов по партийным спискам, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 46 человек (сорок шесть).
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК №55 о результатах подсчета голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 200 (двести) человек.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК №157 о результатах подсчета голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 46 (сорок шесть) человек.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК №479 о результатах подсчета голосования по выборам депутата маслихата г. Алматы, по принципу: число полученных УИК -ом бюллетеней за вычетом погашенных, разница между числом проголосовавших составила 1 (один) человек.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК № 45 о результатах подсчета голосов по партийным спискам, по принципу: количество отданных голосов за политические партии плюс бюллетени, признанные недействительными, разница между числом проголосовавших составила 1 (один) человек.
  • При пересчете наблюдателем данных, указанных в протоколе УИК № 55 о результатах подсчета голосов по партийным спискам, по принципу: количество отданных голосов за политические партии плюс бюллетени, признанные недействительными, разница между числом проголосовавших составила 1 (один) человек.
  • На избирательном участке №158 происходило голосование на основе открепительных удостоверений на выборах депутата маслихата г. Алматы. Проголосовали 7 (семь) человек.
  • На избирательном участке №168 происходило голосование на основе открепительных удостоверений на выборах депутата маслихата г. Алматы. Проголосовали 1 (один) человек.
  • На избирательном участке №180 происходило голосование на основе открепительных удостоверений на выборах депутата маслихата г. Алматы. Проголосовали 62 (шестьдесят два) человек.
  • На избирательном участке №205 происходило голосование на основе открепительных удостоверений на выборах депутата маслихата г. Алматы. Проголосовали 3 (три) человек.
  • В протоколе УИК №45 о результатах подсчета голосования по выборам не указана информация о количестве выданных данной комиссией открепительных удостоверений.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии №479 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы разнятся число избирателей, получивших избирательные бюллетени, равное 595 (пятистам девяноста пяти) и число избирателей, принявших участие в голосовании, равное 583 (пятистам восьмидесяти трём). Разница составляет 12 (двенадцать) избирателей.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии №205 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы разнятся число избирателей, получивших избирательные бюллетени, равное 636 (шестистам тридцати шести) и число избирателей, принявших участие в голосовании, равное 639 (шестистам тридцати девяти). Разница составляет 3 (три) избирателя.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии № 6 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы и, о результатах подсчета голосов по партийным спискам разнится общее число избирателей на участке. Разница составляет 3 (три) избирателя.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии № 50 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы и, о результатах подсчета голосов по партийным спискам разнится общее число избирателей на участке. Разница составляет 5 (пять) избирателя.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии № 187 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы и, о результатах подсчета голосов по партийным спискам разнится общее число избирателей на участке. Разница составляет 5 (пять) избирателя.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии № 317 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы и, о результатах подсчета голосов по партийным спискам разнится общее число избирателей на участке. Разница составляет 4 (четыре) человека.
  • В протоколе участковой избирательной комиссии № 479 о результатах подсчета голосов по выборам депутата маслихата г.Алматы и, о результатах подсчета голосов по партийным спискам разнится общее число избирателей на участке. Разница составляет 1 (один) человек.
В казахоязычном протоколе УИК №152 о результатах подсчета голосования по выборам не указана информация об общем числе избирателей, принявшем участие в голосовании.

Рекомендации для Участковых избирательных комиссий

  1. Более тщательно готовить членов Участковых избирательных комиссий к работе, в частности в области владения процедурами голосования и законодательством о выборах во избежание нарушений.
  1. Беспристрастно относиться к работе наблюдателей, задача которых – фиксировать и предотвращать нарушения и улучшать выборный процесс в целом.
  1. С большей тщательностью заполнять протоколы УИК, избегая арифметических несоответствий.

для Городской избирательной комиссии г. Алматы

  1. Вести более оперативную консультационную работу в день выборов, выделив не менее 10 номеров горячих линий для связи наблюдателей по вопросам тех нарушений, которые могут быть предотвращены на месте после консультации Горизбиркома.
  1. Подготовить для членов УИК учебный фильм, а также тренинги и семинары в целях подготовки их к работе на участках, где особое внимание уделить роли наблюдения за выборами.
  1. Установить на всех участках видео-фиксацию процесса голосования для разрешения спорных моментов.

Следите за нами в интернете