«Давайте соблюдать закон», – призывает власти активистка движения «Защитим Кок жайляу» Айгуль Туркпенбаева, которой не безразлична судьба национальных парков Казахстана.
Ирина Татиева
- Айгуль, расскажите, пожалуйста, как вы попали в движение «Защитим Кок Жайляу»?
- На данный момент у нас в Казахстане есть большая проблема, которая касается каждого из нас, касается наших детей и внуков: это проблема отдачи национальных парков в аренду на 50 лет. Самые красивые и экологически чистые места, то же самое Боровое, национальные парки «Шарын», «Койсай», «Лисан» на востоке Казахстана могут обнести заборами, и никто из нас туда не попадет. Там будут частные баньки, коттеджи для vip-персон. Там живут краснокнижные животные, которых очень мало и их могут завтра отстреливать. Так же у нас есть краснокнижные растения, и мы боимся, что частные собственники их загубят, потому что отдых по-казахстански – это груды мусора, пластиковых бутылок. Конечно, есть сознательные граждане, которые после себя убирают. Но по факту, сколько мы ходим в горы, а в горы мы ходим круглый год, люди оставляют после себя горы мусора, пакеты, салфетки; гадят и сорят. Поэтому я пришла в это движение три года тому назад по собственной инициативе: защищать природу.
- Как вы узнали о движении?
- Где-то в социальных сетях мы слышали, что на территории Иле-Алатауского национального парка собираются строить горнолыжный курорт стоимостью 750 млн. бюджетных денег. Нас это возмутило, как горожан Алматы. Потому что кроме отсутствия курорта проблем много: дороги, школы, детские садики куда не помещаются детки. Если выехать, к примеру, за пределы Алматы на 45 автобусе, то там есть микрорайоны «Шанырак», «Шанырак-2», «Айгерим», «Кулагер», где нет ни дорог, ни игровых площадок, ни воды. То есть вот так живут простые люди, многодетные семьи. А на эти 750 млн. долларов бюджетных денег можно построить много детских садов, школ, молодые семьи обеспечить жильем. И мы возмутились, как-то начали объединятся, знакомиться, встречаться и пришли к мнению, что нужно создать движение «Защитим Кок Жайлау». Мы за время существования нашего движения собрали 15 тысяч подписей – это очень мало конечно. Потому что я слышала, что в Павлодаре движение «Не трави мой город» буквально за две недели собрали 200 тысяч подписей. А у нас в Алматы среди 10 человек только 2 ходят в горы. И только двое знают, что такое национальный парк и Кок Жайляу. Некоторые говорят: мне легче улететь на Самуи, чем пешком пройтись по горам.
- Расскажите, как вы собирали подписи?
- Мы стояли на остановках и кричали. Люди идут с работы, и мы им: «Пожалуйста, поставьте подпись в защиту национального парка Кок Жайлау и снежного барса». Потом мы собирали подписи в горах. В горах вы встретите людей всех возрастов, бывают женщины с грудными детьми, можно увидеть дедушек, которым по 70-80 лет, но они так бодро выглядят, и молодых тоже очень много. Мы давали объявления в Фейсбуке, Вконтакте: «Ребята, уважаемые жители Алматы, приезжие, кто хочет провести с нами время в горах, сбор там-то».
Потом в Алматы часто устраивают спортивные события для профессиональных альпинистов и любителей. В эти дни мы стоим с бланками в футболках и кричим: «Пожалуйста, поставьте подписи в защиту национального парка Кок Жайлау». И вот так в один день мы собрали 1500 подписей. Плюс наши ребята во всех регионах, люди которым не безразлично положение национального парка, собирали и в итоге собрали 15 тысяч подписей.
- Вам не запрещали это делать?
- Мы же не оппозиция. Мы призываем соблюдать законы, а национальные парки охраняются специальным законом. Кроме того, у Казахстана есть множество международных соглашений по поводу соблюдения природоохранных территорий, защиты краснокнижных животных, птиц и растений. Потом каждый из нас имеет право на чистый воздух и чистую воду.
Например, наши чиновники решили, что на предстоящую универсиаду необходимо построить дорогу, которая будет проходить через древнейшее городище Текели, охраняемое ЮНЭСКО. На это они потратили 90 млн. бюджетных денег, но движение «Зеленое спасение» их остановило буквой закона. В нашем движение есть много юристов, финансистов. Если вы зайдете на сайт «Защитим Кок жайлау», вы увидите там экономическое обоснование несостоятельности курорта.
- Своим движением вы только приостановили строительство ГЛК или да конца закрыли этот вопрос?
- До конца вопрос не закрыт, потому что в стране грянула девальвация и денег нет. Но наши чиновники сказали, что есть некие частные инвесторы, которые готовы вложиться в строительство этого горнолыжного курорта. О чем мы изначально и кричали, что это будет горнолыжный курорт не для народа, что просто захват красивых территорий. Потому что, если это нужно для народа, для туристов, можно же это за городом сделать.
- А вы не пробовали выходить на другие общественные объединения в регионах для расширения масштабов вашего движения.
Мы ходили в партии, обращались в общество слепых, в общество ветеранов. Многие боятся, потому что идею создания этого горнолыжного курорта у нас продвигал аким, господин Есимов, а также некоторые другие высокопоставленные чиновники. И люди боялись подписать, когда задача построить этот курорт поставлена самим президентом. Поэтому мы только своими силами и только с такими смелыми, кто ничего не боится. Меня, например, ни разу никуда не привлекали, потому, что я везде кричу, что нужно соблюдать закон.
Присоединится к движению «Защитим Кок Жайляу» вы можете по ссылкам:http://vkontakte.ru/note3557382_11543236, http://k-zh.kz/, http://esgrs.org/?page_id=7239
Материал подготовлен стажером МИСК