Интернет совершил информационную революцию: совсем скоро мы вступим в виртуальный мир и технологии позволят нам оказаться в одной комнате с любым спикером на планете. В то же время все сложнее отличить настоящую новость от поддельной, вернуть внимание и доверие читателей, поэтому самым популярным трендом сегодня стал фактчек. Как и чем живут медиа в эпоху пост-правды рассказали на восьмом Центральноазиатском Форуме «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2017».
Инкара Искакова, Интизор Отаниезова
24-25 мая в Алматы состоялся VIII Центрально-азиатский Форум "Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2017", организованный Международным центром журналистики MediaNet .
Для Центральной Азии тема Форума кажется новой, хотя мы уже живем в эпохе пост-правды, когда в информационном поле царит ксенофобия, манипуляция информацией, искажение данных. К сожалению, в такой ситуации значимость СМИ снижается, потому что они живут в беспрецедентно конкурентной среде. В связи с этим возникает потребность в адаптации СМИ к новым условиям, поиске альтернативных источников информации.
Директор МЦЖ MediaNet, модератор первой сессии "Роль и влияние виртуальной информации на реальность" Адиль Джалилов начал со слов:
— Я думаю, нам нужно не нарушать основных базовых принципов свободы выражения. Фактчекинг, саморегулирование — это те инструменты, которые, по всей видимости, смогут помочь нам найти этот самый баланс, а также нейтрализовать негативный деструктивный контент.
Михаил Комиссаров, заместитель председателя комитета государственного контроля в области связи, информатизации и СМИ РК, рассказал о том, какие угрозы несут социальные сети и интернет в докладе "Угрозы распространения в социальных медиа и интернет-СМИ недостоверных и провокационных сообщений в условиях чрезвычайных ситуаций”.
— Все мы понимаем, что СМИ из традиционного канала доведения информации превращаются в интерактивную форму общения, все больше увеличивается роль социальных сетей, блогеров и лидеров общественного мнение, которые имеют широкую аудиторию и безусловно оказывают влияние на интернет-аудиторию. Популярность соцсетей, блогов имеет ряд преимуществ, но в тоже время распространение недостоверной информации представляет собой угрозу и ведет к распространению слухов. Каждый из присутствующих хоть раз получал рассылки с предупреждениями о грядущих стихийных бедствиях, эпидемиях, катастрофах, накаченных кровью ВИЧ инфицированных бананах, апельсинах, мандаринах.
Позже в официальных источниках все это уточняется и оказывается, что это не ВИЧ, а грибок. Но тем не менее, слух обрел популярность и был распространен почти по всему миру, был переведен на несколько языков. Однажды появившись, такие слухи периодически воспроизводятся в соцсетях и мессенджерах. Зачастую, такая информация передается неосознанно. Особую опасность распространения недостоверной и провокационной информации приобретает в условиях проникновения чрезвычайных ситуаций. В этих условиях со стороны государства требуется принятия мер по недопущению распространения такого рода информации и создание правовых инструментов для противодействия им.
Джохар Утебеков, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов выступил с темой «Обсуждение уголовных дел в интернете»:
— Каждый житель Казахстана участвовал в обсуждении резонансных судебных дел, разговоры ведутся как дома, так и на работе. Многие принимают участие в комментировании в социальных сетях, в интернет-изданиях. Первой причиной такого феномена является развитие интернет-технологий. Вторая причина — сублимация политической активности, у нас ведь никакой политической жизни нет. Например, сейчас идут выборы регистрации кандидатов в Сенат, но всем намного интереснее результаты выборов во Франции. Третий пункт — гиперэмоциональность общества. Общество у нас, в первую очередь, поддаётся эмоциям, а фактам — в последнюю. Отдельный фактор — усталость от коррупции и властного произвола. Народ очень бурно реагирует на задержания чиновников, богатых людей. И здесь уже ощущается социальная напряженность. Пятый пункт — это недоверие к государству. Что бы ни происходило, люди в критических ситуациях не доверяют властям, поэтому во время теракта в Алматы, Актобе особенно, происходил бурный обмен информацией в соцсетях».
Второй день Форума начался с мастер-класса Александра Гороховского, главного редактора factcheck.com.ua.
— В мире на сегодня существует 114 ресурсов, которые работают именно по концепту фактчек как по оригинальному направлению расследований, в Европе более 40 и на постсоветском пространстве около 20. Основные направления это публичные заявления, резонансные события, публикации СМИ, фото- и видеоматериалы. Основной компонент фактчека — использование в своих доказательствах информации только из открытых источников. Это позволяет журналисту впоследствии правильного использования стать самим экспертом, а также получить защиту от обвинений в субъективизме. Заявления стали такими актуальными для проверки, потому что политики, которые формируют общественное мнение, учатся владению и внедрению манипулятивных технологий для управления широкими массами населения для формирования определенного взгляда на определенные события. И самое главное, законодательство, по крайней мере у нас в стране, гарантированно не дает возможность наказать людей, которые публично врут. Мы пробовали это делать, по сути есть механизм, но он настолько «скользкий», настолько условный, что себе дороже, как говорится, будет.
Оказалось, что не все новости и заявления спикеров можно распределить по категориям «правда», «полуправда» и «ложь».
— Например, говорят, из бюджета страны украли столько-то миллиардов, но не сообщают какие именно чиновники украли, из какого бюджета: текущего, прошлогоднего или отраслевого. Полуправда наиболее тяжелый вердикт в фактчекинге, потому что он является пограничным. К примеру, чиновник говорит, что бюджет страны примерно 600 млрд, а на самом деле 597. Он ошибается на 3 млрд, вроде цифра большая, но общую картину она не искривляет ведь мы понимаем масштабность и размер нашего бюджета. Однако, если спикер говорит о таком показателе как безработица, где счет идет на десятые доли, где полпроцента это 100 000 человек, мы говорим что это ложь.
Следом прошла презентация первого казахстанского фактчек-ресурса factcheck.kz.
Асель Джанабаева, редактор русскоязычной версии сайта рассказала про одну из первых статей их команды.
— Известный деятель культуры заявил, что является профессором российской академии наук. Отправили запрос в РАН и выяснилось, что он только подавал заявку, но в списках не числится.
Выступление продолжила Силвия Штобер, являющаяся журналистом немецкого СМИ «Tagesshau». Спикер рассказала о том, что в последнее время в Германии становится все больше фейковых новостей, что становится особенно опасным явлением в предвыборный период. Финансовый кризис, проблемы с мигрантами, отношения Украины и России, война в Сирии — все эти темы волнуют людей, но теперь их нужно объяснять более развернуто.
Эсфандияр Одинабой, глава представительства BBC в Таджикистане отметил, что с 1989 года в республике появилось много независимых изданий, но Гражданская война (1992 – 1997) затормозила многие процессы. Также не стоит забывать, что Таджикистан — горная страна, где средства коммуникации было не так легко провести. Однако массовая рабочая миграция создала парадоксальную ситуацию, когда во многих семьях первым появился сотовый, а не стационарный телефон. Оказалось, что население способны мобилизовать не радио, телевизоры или газеты, а смс-сообщения. В последнее же время популярностью пользуется фэйсбук.
Андрей Тешаев, главный редактор агентства новостей Podrobno.uz, рассказал, что в Узбекистане со сменой президента произошли колоссальные перемены, особенно в сегменте частных Интернет-СМИ.
— За последнее время стране подверглась ряду информационных атак, большей частью со стороны зарубежных Интернет-изданий, распространявших недостоверную информацию о событиях в стране. Отечественные Интернет-ресурсы не смогли адекватно ответить на эти атаки, что связано с ориентацией сайтов на внутренний рынок, использованием устаревших журналистских приемов, — отметил журналист. — Чиновники до сих пор воспринимают Интернет в качестве игрушки, несерьезного канала информации, предпочитая телевидение и прессу. Так, например, в президентский пул не входит ни одно независимое Интернет-СМИ.
Завершил медиа-форум Ринат Тухватшин, сооснователь Kloop.kg и Viximity. Его первый и наиболее известный проект Kloop.kg посещает порядка 300 000 пользователей в день, а фэйсбук порядка 2 миллионов.
— Года три-четыре назад я занимался дронами, мультистриминговой трансляцией, что сейчас стало достаточно рутинной вещью во многих медиа. Тоже ждет и виртуальную реальность. Раньше эта вещь была дорогой и недоступной, но сейчас появляются разработки, когда тебе уже не нужны очки и оборудование, а понадобится только смартфон. Вы можете записывать сюжеты из игр и донести свою информацию до аудитории, которая сейчас вообще недоступна так как вы говорите с ними на разных языках. Это новый способ коммуникации: даже если брать видео на 180 и 360 градусов, то теперь если кто-то выступает, то вы заходите в виртуальную реальность и можете отказаться в одной комнате с этим человеком.