По итогам исследования “Молодежь Центральной Азии”, молодые люди привержены традиционным ценностям, больше всего в жизни ценят семью и стремятся к межстрановой интеграции.
Виктория Русакова
13 ноября в Алматы состоялась презентация результатов сравнительного исследования молодежи стран Центральной Азии, а также результаты социологических исследований молодежи Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
В 2014 году Фонд им. Фридриха Эберта инициировал исследовательский проект “Молодежь Центральной Азии”, который был направлен на изучение молодого поколения центральноазиатского региона. Методика и дизайн основаны на методологии известного исследования Shell Youth Study и адаптированы к центральноазиатским условиям. В центре исследований молодежи в странах Центральной Азии были образ жизни молодых людей, их взгляды и ценностные ориентиры, уровень самоидентификации и терпимости к другим людям, их настроения и стремления, а также отношения к политике и проводимой интеграции с соседними странами.
— Молодежное исследование Shell проводится с 1953 года, каждые 4 года. Это эмпирическое исследование отношений, ценностей, привычек, социального поведения молодёжи в Германии. Данные исследования интенсивно используются не только политиками, но и НПО, общественными объединениями, профсоюзами и средствами массовой информации, — рассказала Хенриетте Кифер, региональный директор Представительства Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и Узбекистане.
Исследование прошло в 2014-2015 годах, в нем приняли участие 4 000 респондентов, по 1 000 человек из каждой страны. Каждый участник ответил на порядка 130 вопросов по тематическим блокам “Образ жизни и удовлетворенность”, “Жизненные цели”, “Ценностные ориентиры и идентичность”, “Политические взгляды”.
— Молодежь, люди от 14 до 29 лет, составляют 23,4% от населения СНГ. В исследуемых странах доля молодежи — 26-30%. Это достаточно большая группа, на которую невозможно не обращать внимания. Тем более, что за последние 10-15 лет мы наблюдаем динамику роста, в Центральной Азии молодых людей становится все больше, — поделилась Ботагоз Ракишева, директор Исследовательского института «Общественное мнение».
Г-жа Ракишева представила сравнительный обзор четырех исследований. Она обратила внимание на ключевые индикаторы: жизненные приоритеты молодых людей, их ценности и образ жизни.
— По данным исследования, досуг молодежи в четырех странах примерно одинаков. Топ-3 занятия молодых людей — слушать музыку, выполнять домашнюю работу и смотреть телевизор. Больше всего телевизор смотрят в Таджикистане (78,2%). При этом от 9 до 16% респондентов из каждой страны сказали, что никогда не читают книг. В свободное время молодые люди из Центральной Азии часто навещают родственников — 20-37%, это особенности менталитета, — прокомментировала Ботагоз Ракишева.
Эксперт отметила, что в молодежной среде возрастает интерес к зарубежному образованию. Половина опрошенных в каждой стране сказали, что выбрали бы учебу за рубежом.
— Молодые люди из Таджикистана (42,2%), Казахстана (29,6%) и Узбекистана (25,1%) уточнили, что скорее выбрали бы обучение в России. Для кыргызстанцев в приоритете США (31,1%), Россия — на втором месте (26%). Учиться в странах Центральной Азии хотят 4-6% опрошенных.
Интересными оказались и профессиональные приоритеты молодежи. Большинство респондентов хочет работать в сфере государственного управления.
— Молодежь стремится к стабильности и хочет работать на госслужбе. В Узбекистане больше половины участников исследования (62,1%) выбрали именно эту сферу. Далее идет Таджикистан — 43,6%. В Казахстане стать чиновниками стремятся 38% молодых людей. На втором месте по популярности бизнес-сфера. Стать предпринимателями желают примерно 30% молодых казахстанцев и таджикистанцев. Надо отметить, что ответы кыргызстанской молодежи распределились примерно одинаково между государственным управлением и частным сектором — по 37%.
Самой “интернетизированной” страной оказался Казахстан. Здесь интернетом пользуется 88% молодых людей, в то время как в Таджикистане только 33%. При этом во всех странах молодежь чаще всего использует интернет для общения в чатах.
— Если говорить о жизненных приоритетах молодежи, то для большинства респондентов очень важно состоять в браке — от 75,9% опрошенных в Казахстане до 88,4% в Таджикистане назвали этот приоритет, — продолжила социолог.
Ботагоз поделилась наблюдением, что в целом молодежь в четырех странах можно назвать довольно консервативно настроенной, приверженной так называемым традиционным ценностям.
— Большинство опрошенных выступают за браки в возрасте 19-22 лет для девушек и 23-25 лет для парней. Также молодые люди хотят иметь 3-4 детей, что для нас стало скорее неожиданностью. Но приверженность к традиционным ценностям сочетается с некоторой модернизацией. Например, молодые люди осуждают практику кражи невест и многоженству. Только 13-16% опрошенных считают эти традиции приемлемыми.
Как показывают итоги исследования, самой аполитичной можно назвать молодежь Узбекистана — почти половина (45,1%) респондентов на вопрос “Интересуетесь ли вы политическими событиями?” ответила “Не интересуюсь вообще”. Примерно одинаковый интерес к политике проявляют молодые казахстанцы и таджикистанцы — 63% заявили, что интересуются политическими событиями постоянно или время от времени. Основным источником информации о политических событиях при этом является телевидение. Этот ответ набрал по 89% в Казахстане и Кыргызстане, 87% в Узбекистане и 95% в Таджикистане.
— Делая подобный обзор результатов исследования в четырех странах удалось выявить, что у молодых людей в Центральной Азии больше сходств, чем различий. Мы видим, что процентное соотношение ответивших в разных странах на одни и те же вопросы отличается мало.
Эксперт из Бишкека Шерадил Бактыгулов рассказал о кыргызстанской части исследования:
— Мы привыкли думать о молодежи стереотипно, но она меняется. Люди выросли в эпоху перемен, технологий. При этом можно сказать, что молодежь становится более прагматичной. На это указывает и их сильное желание работать на госслужбе, и то, какие приоритеты они расставляют в жизни. Еще я бы отметил, что у молодых людей есть проблемы с планированием. К примеру, как показал опрос, всего 7% из них знают английский язык, но при этом тех, кто хочет уехать учиться за границу, намного больше.
Г-н Бактыгулов также поделился наблюдениями о политическом доверии молодежи.
— По мнению молодежи в Кыргызстане заслуживают политического доверия — президент, армия, религиозный деятель, правительство, парламент. Мы можем видеть, как меняются приоритеты. Раньше парламент и правительство занимали лидирующие позиции в подобном рейтинге. Очевидно, что с каждым годом их авторитет падает и стоит обратить на это внимание.
Шавкат Сахибов, эксперт из Душанбе, выступил с презентацией “Молодежь Таджикистана: образование и работа”. Он подчеркнул, что несмотря на некоторые различия, центральноазиатскую молодежь можно назвать “однородной”:
— Наши страны разошлись экономически, политически, у нас проходят разные реформы. Но у молодежи одни и те же ценности. Мы живем по-разному, но мировоззрение молодых людей очень схоже. Они привержены традиционным ценностям, но их сознание модернизируется и благодаря их энергии ситуации в наших странах могут сильно измениться со временем.
Эксперт упомянул о стремлении молодежи к интеграции:
— Отвечая на вопрос “С какой страной должна наладить более близкие отношения ваша страна?”, молодые люди из Таджикистана отметили Казахстан (63,2%), Кыргызстан (56,1%) и Узбекистан (42,2%). В других странах ситуация похожая, например, 62% молодых кыргызстанцев хотят сближения с Казахстаном, 20% — с Таджикистаном, 16% — с Узбекистаном.