Какова она, блогосфера Казахстана? Возбудители общественного мнения, виртуальные авторитеты – кто они? И вообще чем живет и дышит интернет, и какова роль гражданской журналистики в казахстанском обществе? Кто придет в недалеком будущемна место традиционных СМИ? На эти многочисленные вопросы пытались ответить блогеры Центральной Азии и России.
Автор: Акмарал Турсунова
Интернет за короткий промежуток времени стал местом встречи разных людей, обмена мнениями и этим уже никого не удивишь.
Повышениепосещаемости, доступность и скорость стали ключевым фактором развития блогинга, онлайн и гражданской журналистики. И сейчас виртуальность многих общественных процессов, онлайн досуг стали в нашей жизни привычным и само собой разумеющимся. С блогерами считаются, а аудитория интернета стала виртуальной проекциейактива современного общества.
Мы стали свидетелями, как многие социальные процессы, общественные события,которые начались в интернет-пространстве, переходят в офлайн, отражаются в жизни стран и всего мира.
И теперь, как никогда развивается гражданская журналистика, то есть каждый, кто зарегистрирован в социальной сети или в блог-платформе, может донести до своей аудитории, а затем до общества и страны актуальную, по его мнению,информацию.
Мы видим, как традиционные СМИ, крупные компании «сосуществуют » в интернете, некоторые СМИ полностью или частично перекочевали на онлайн-территорию. Теперь простым пользователям многое доступно в режиме реального времени. Век информационных технологий обязывает людей принимать ударную дозу количества информации, фильтровать ее и использовать в жизни. Ко всему этому, процесс проходит очень быстро.
Нов он-лайн жизни есть и спорные моменты, которые пытаются решить эксперты разных стран. Например, все должны лиинтернет-ресурсы, имеющие равный юридический статус, как следствиеиметь и равные обязанности?Чем шире развивается блогинг, тем больше видны его различия с журналистикой, так можем ли называть его гражданской журналистикой?
В процессе прошедшей конференции казахстанские спикеры высказывали свое видение современной журналистики и блогинга.
Гульнара призвала всех блогеров писать, не боясь своих мыслей и не боясь потерять своих читателей.
- Если журналист пишетто, что нужно и волнует общество, блогер пишет то, что волнует его самого, - подчеркнула она.
Г-жа Бажкенова детально изучила 220 постов из разных блог-платформ и привела свою статистику: из 220 постов на социальные темы было написано 41, экономика –8, спорт– 8, советы –12, культура– 31, фоторепортаж –18, кино– 17, медиа –14, путешествия –12, другое – 55 постов. Исследователь подчеркнула, что политике было посвящено всего 4 публикации, и 2 из них посвящены выборам президентаСША.
- Казахстанские блогеры не интересуются политикой, - сетует блогер.
Что же касается гражданской журналистики, она привела в пример пост Азамата Сарсенбаева, который набрал 6000 просмотров и был посвящен ужасному состоянию больницы в его регионе.
Внимание г-жи Бажкеновой привлек еще один пост неизвестного блогера, который узнална сайте госзакупок, что аким Рудного хочет купить дорогостоящий автомобиль, при том, что автодороги в этом городе находятся в плачевном состоянии. Этот пост стал причиной депутатского запроса, после которого аким отказался от покупки, после чего был снят с должности.
- Он изменил мир вокруг себя, - резюмирует Гульнар Бажкенова, - О чем нужно писать, о чем не нужно, что актуально и не актуально будет определять читатель, а гражданская журналистика и блогинг сами научатся себяфильтровать.
В целом, конференция выявила существующие нерешенные проблемы блогосферы и казнета: это отсутствие качественного контента, малое количество хороших блогерови бегство местных авторов в зарубежное и рунет пространство.
В этой связи директор блог платформы Yvision Самсон Безмятежный считает, что казахстанский интернет рано вошел в PRи SMM, не узнав полностью блогинг и гражданскую журналистику.
Блогеры уловили message, и мы ждем появления хороших, стоящих материалов и постов.