Автовокзал «Саяхат» — крупная остановка наземного транспорта, откуда разъезжаются потоки городского и областного транспорта. Он относится к зданиям, которых уже нет на карте Алматы. Его снесли в 2007 году, и на этом месте так и не появилось нового автовокзала. Областные и городские автобусы останавливаются зачастую прямо посередине полосы движения, или перегораживая ее; частные такси также сажают пассажиров на ходу, задерживая общее движение, а пассажиры «ловят» такси на проезжей части.
Автовокзал «Саяхат» стал одним из объектов исследования Молодежной информационной службы Казахстана в рамках проекта «Инвентаризация остановочных комплексов в периферийных районах города». Мы посвятим этому и другим участкам работы ряд статей и других медиа-материалов. Читайте их по хештегу #ostanovki_MISK.
В районе бывшего автовокзала сейчас находится транспортная развязка в четыре различных направления и пересечения крупных улиц: Раимбека, Суюнбая и Пушкина. Сюда приезжают областные автобусы из Талгара, а также Талгарского, Енбекшиказахского, Раимбекского районов. Здесь сразу бросается в глаза отсутствие специального пространства для посадки и высадки пассажиров на улице Раимбека — того, чем являлся старый автовокзал, а существующие остановки как будто рассчитаны только на городской поток пассажиров, не учитывая областного объема. Видно не только проблему с недостатком остановок, но и с транспортной и дорожной системами.
Транспортный поток с улиц Пушкина и Райымбека скапливается на небольшом треугольнике перекрестка. Автомобили останавливаются прямо посередине перекрестка, чтобы подсадить голосующих здесь же — в неположенном месте — пассажиров.
Для жителей нижней части города и Алматинской области «Саяхат» — обязательная точка в ежедневном маршруте. Люди зачастую пересаживаются здесь с одного маршрута на другой: с областного на городской или из маршрутов нижней части города на маршруты верхней части города.
Частные извозчики — одна из причин, по которой на “Саяхате” возникают пробки в любое время суток. Из-за обилия маршрутчиков и таксистов общественному транспорту приходится высаживать пассажиров не на остановке, а на проезжей части.
Все переходы на развязке
наземные, постоянный поток пешеходов не дает продвинуться автомобилям. Кроме
того, многие перебегают дорогу на красный свет, игнорируя правила, в связи с
чем движение еще больше замедляется.
Автобусы и маршрутные такси паркуются иногда поперек полосы движения, закрывая ее для движения. Также же они паркуются и делают посадку на левой полосе движения, игнорируя площадку перед остановкой.
Около года назад на “Саяхате” был введен новый режим работы светофоров. Каждое направление движения стало регулироваться отдельно, лишние стоп-линии были стерты. Городские власти рассчитывали, что это поможет устранить часть проблем на этом участке, но судя по непрекращающимся заторам, нововведение, возможно, даже усугубило положение. Многие водители не могут понять, как правильно проезжать участок дороги, на котором убрали стоп-линии, и тормозят посреди перекрестка.
В рамках данного проекта мы планируем проверить соответствие этой развязки строительным нормам и правилам в области транспортной инфраструктуры. На исследовательском этапе проекта мы выявили такие проблемы в инфраструктуре остановок, как их отсутствие на обозначенной точке или на электронных картах, аварийное и загрязненное состояние остановок, отдаленное местоположение остановок и другие.
Проект «Инвентаризация остановочных комплексов в нецентральных районах Алматы» реализуется Молодежной Информационной Службой Казахстана на грант конкурса «Социальные проекты на развитие нецентральных районов города Алматы» Фонда Сорос-Казахстан. 10 марта в Алматы прошла презентация проектов финалистов конкурса, в этом году жюри получило 53 заявки, 6 из них получили поддержку и в 2017 году будут реализованы в городе. Один из грантов получил МИСК.
В 2015 году акимат Алматы решил избавить развязку на “Саяхате” от “бомбил”. Рейд длился три дня, сотрудники дорожно-патрульной полиции оформили более ста протоколов за остановку в неположенном месте. Однако комплексного решения проблем не последовало, и эта инициатива оказалась каплей в море.