«Всерьез делиться своими полномочиями президент не хочет» — политолог о реформах Токаева

17 марта 2022 г. Общество

16 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев представил программу политических реформ под бурные аплодисменты парламентариев. МИСК спросил политолога Виктора Ковтуновского о том, что значит послание, и есть ли надежда на реальные изменения в стране. 

МИСК собрал главное из того, что говорил Токаев.

Записала Акмарал Джакибаева 

— Токаев заявил о переходе Казахстана от суперпрезидентской республики к президентской с сильным парламентом. Что это значит и какие теперь будут полномочия у парламента? 

— Заявление Токаева об отказе от суперпрезидентской республики никак не согласуется с предложенными им изменениями Конституции. Никакого усиления парламента в послании президента нет. Незыблемым остается влияние главы государства на судебную систему, на законодателей, на правительство, на правоохранительные органы и на органы местного самоуправления. 

— Изменения в структуре парламента РК сокращения президентской квоты в сенате, Ассамблеи Народа Казахстана, право принимать законы будет закреплено за мажилисом, а не сенатом, – что вы думаете об этом?

— Предложение Токаева лишить сенат законодательных полномочий в корне меняет основы конституционного строя. Мне столь экстравагантная инициатива представляется непродуманной. Полагаю, многие юристы с таким мнением согласятся. 

— В послании были озвучены предложения внедрить пропорционально-мажоритарную модель в мажилисе и снизить регистрационный порог для партий. Вы думаете, теперь станет легче зарегистрировать партию? 

Изменение некоторых цифр не меняет запретительного духа закона о политических партиях. Уполномоченный орган, регистрирующий партии, по-прежнему имеет широкий спектр средств для ограничения гражданских инициатив. Может быть, теперь изменится практика применения этого закона, но это все зависит от «доброй воли» политического руководства страны.  

— Токаев дал ясно понять, что теперь деятельность наблюдателей будет больше регулироваться. Как это может отразится на независимых наблюдателях? 

Предложения Токаева направлены на ограничения деятельности наблюдателей. Тут иной интерпретации быть не может. 

— Как вы оцениваете послание Токаева в целом? У вас появилась надежда на изменения? 

Можно было бы сказать, что послание меня разочаровало, если бы я и впрямь какие-то питал надежды.  

Могу сказать, что направление реформ правильное, необходимость изменений давно назрела. Однако, повторюсь, намерения Токаева действительно отказаться от суперпрезидентской модели я не увидел. Всерьез делиться своими полномочиями президент не хочет.  

Я ожидал объявления досрочных выборов в Мажилис, к счастью, этого не случилось. Не уверен, что способствовал такому решению здравый смысл. Скорее всего, президентская администрация не решается проводить выборы в столь турбулентное время.  

Считаю неприемлемым, что столь важный вопрос, как конституционные реформы Токаев решает, по сути, единолично. Ни слова не было им сказано о политической амнистии и реабилитации жертв политических репрессий за 30 лет правления Назарбаева. Без этого никакого переформатирования авторитарного режима личной власти, никакого “Нового Казахстана” не может быть.

Следите за нами в интернете