Верной ли дорогой идем?

1 мая Общественный совет г. Алматы принял Дорожную карту поддержки молодежи города Алматы на 2017-2020 годы. Молодежная информационная служба Казахстана ознакомилась с текстом этого документа и проанализировала его эффективность.

Виктория Русакова, Ирина Медникова

Дорожная карта (technology roadmapping) – это один из методов стратегического планирования, наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта или сферы. Она увязывает между собой видение, стратегию и план развития системы и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее».

В Дорожной карте поддержки молодежи г. Алматы определены 5 основных направлений: качественное образование, трудоустройство и занятость, культурный и здоровый досуг, обеспечение жильем и поддержка молодых семей, город активной молодежи. В каждом разделе 4-6 основных пунктов. По каждому направлению выделены целевые индикаторы и пути их достижения.

Пути достижения поставленных целей изобилуют словами “развитие”, “организация”, “поддержка”, “вовлечение”, однако в них почти не описаны реальные механизмы влияния, конкретные действия, с помощью которых будут достигнуты те или иные результаты.

Мы провели небольшой контент-анализ и подсчитали, с какой частотой в документе встречаются различный концепты. Лидирующим оказались “молодежь” и “молодежный” – 312 раз, на втором месте – “развитие” и “образование”, “государство” же заняло скромное седьмое место. “Поддержка” здесь немного опережает “участие”, “акимат” фигурирует в тексте 9 раз, а президент – всего 3. Интересно, что уязвимая или маргинальная молодежь упоминается 1 раз.

  • Молодежь/молодежный - 312
  • Развитие - 90
  • Образование/образовательный - 81
  • Организация - 71
  • Студент/студенческий - 55
  • Поддержка - 55
  • Государство/государственный - 54
  • Участие/участники/участвовать - 42
  • Политика - 34
  • Вовлечение/вовлекающий - 20
  • Волонтер/волонтерство/волонтерский - 19
  • Творчество/творческий - 18
  • Религия/религиозный - 18
  • Нация/национальный - 17
  • Интеллект/интеллектуальный - 16
  • Аким/акимат - 9
  • Экстремизм - 7
  • Преступность - 6
  • Духовный - 5
  • Президент/президентский - 3
  • Уязвимый - 1
  • Маргинальный - 0

Главное во второстепенном

Рассмотрим направление “Качественное образование”, которое содержит 6 пунктов: выявление и поддержка интеллектуальной молодежи; развитие современных библиотечных сетей; создание условий для молодежных инноваций; развитие “трехъязычия”; развитие дополнительного, неформального и информального образования и один пункт, название которого сформулировано как “современные школы должны стать основным поставщиком образованной конкурентоспособной молодежи”.

Целевые индикаторы каждого раздела даны в разрезе четырех лет — с 2017 по 2020 год. В каждом разделе продумано от 2 до 11 количественных индикаторов.

Итак, качественное образование, по мнению авторов карты, складывается из поддержки интеллектуальной молодежи, библиотек, “молодежных инноваций”, трехъязычия, дополнительного образования и “конкурентоспособности”.

Даже беглого взгляда на этот абзац достаточно, чтобы увидеть, что во-первых, здесь собраны параметры системы образования, которые можно назвать сопутствующими, а некоторые даже периферийными (например, неформальное образование), тогда как ядром качественной системы можно считать профессиональный и достойно оплачиваемый учительский состав, современные и качественные учебники, а также логичные, глубокие и опять-таки современные учебные программы. Почему в этих сферах не предлагаются задачи и индикаторы – неясно.

Также, заметно, что в 6 индикаторов собраны параметры, которые могут относится к друг другу, как причина и следствие, а также как задача и цель.

Например, индикатор “современные школы должны стать основным поставщиком образованной конкурентоспособной молодежи” больше звучит как цель, а все остальные по отношению к нему – как задачи.

Согласно Дорожной карте, “ежегодно будет увеличиваться объем финансирования проектов, направленных на развитие интеллектуальной молодежи, а также будет расти количество мероприятий по поддержке интеллектуальной молодежи”. Однако в пункте “Пути достижения целей” не описан ни один потенциальный проект, ни одно молодежное мероприятие, ничего не сказано о возможных концепциях подобного рода проектов.

Как говорят индикаторы этого раздела, к концу 2017 года доля призеров из Алматы от принявших участие на республиканских и международных олимпиадах и научных проектах среди учащихся школ должна составлять 50%, а 20% старшеклассников должны быть охвачены STEAM-обучением.

Каков вклад этого пункта в общее повышение качества система образования в Казахстане опять не ясно.

Научим и переучим

В пункте 5.2. “Трудоустройство и занятость” молодежи главные цели — увеличение числа трудоустроенной молодежи и сокращение безработицы.

Одним из ключевых компонентов в данном разделе является реализация проекта «Краткосрочное профессиональное обучение молодежи».

Это процесс “профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров на базе организаций образования с элементами дуальной модели подготовки кадров”. Участвовать в нем смогут граждане до 29 лет, безработные, самозанятые. Они будут обеспечены государством “оплатой обучения, стипендией, проездом”. Для иногородних участников даже предусматривается возмещение расходов по найму (аренде) жилья. Продолжительность краткосрочного профессионального обучения составляет от одного до шести месяцев, исходя из особенностей профессии.

При этом, например, количество молодых людей, занятых в рамках проектов по развитию молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», студенческих строительных и вожатско-педагогических отрядов должно составить 1200 человек в 2017 году и 1800 — к 2020.

В 2017 году на краткосрочное профессиональное обучение планируется направить 250 человек, к 2020 году их количество должно достигнуть 400.

Интересно, как будет проходить отбор на программу, и какие бюджетные средства будут на это выделены: сколько и из каких фондов?

На наш взгляд, гораздо эффективнее было бы развивать системное взаимодействие рынка труда и вузов, чтобы они имели возможность урегулировать спрос и предложение на разных специалистов без государства, как посредника.

Здесь также видна любовь в цифрам, и количественный результат как будто выдается за развитие, однако, нужно помнить, что количество — не всегда значит качество, а высокие цифры и ударные пятилетки могут сопровождать и годы самого большого застоя.

Тысячи на стадионах

Раздел “Культурный и здоровый досуг”, пункт 5.3.1. Развитие массового спорта.

В 2017 году в Алматы должно состояться 1 900 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. По расчетам разработчиков Дорожной карты, участие в них примут 267 тысяч молодых людей — чуть меньше половины всей молодежи города. Для молодежи с ограниченными физическими возможностями в 2017 году пройдет всего 40 мероприятий. Сколько человек примет в них участие — неизвестно, этого в индикаторах не прописано.

Главное, чтобы участие в этих радостных событиях не стало принудительным, ведь спорт и культурный досуг — желание и воля каждого человека.

Например, если вы занимаетесь спортом, помните, что в ближайшее время “планируется увеличить количество молодых людей, через вовлечение молодежи в массовые спортивные мероприятия”. Не описаны конкретные меры: каким образом молодежь будет вовлекаться в данные мероприятия.

Дорожная карта буквально выступает “за все хорошее, против всего плохого”. Описанные цели и пути их достижения часто являются абстрактными предложениями, не описывающими реальных стратегий по улучшению жизни молодежи, не предлагающими определенных действий.

Проект поддержки алматинской молодежи охватывает 5 важных сфер жизни, и в каждой сфере предлагается произвести инновации, решить ключевые проблемы. Однако даже невооруженным глазом видно, что разработчики данного документа охватили слишком обширный спектр проблем, а зачастую, не самых главных в заявленных сферах, вместо того, чтобы сфокусироваться на конкретных, решаемых задачах.

Полный текст документа

Следите за нами в интернете