Светлана Глушкова, корреспондент телеканала «Настоящее время», 2 апреля была признана виновной в нанесении побоев во время съемок митинга против переименования Астаны в Нур-Султан. Девушка, одна из тех молодых людей, кто мешал журналистам снимать задержания протестующих, заявила, что Глушкова ударила ее. Судя по видео с места событий, предоставленного Светланой Глушковой, ни о каких побоях речи быть не может – но суд постановил иначе, невзирая даже на отсутствие экспертизы о нанесении телесных повреждений. Глушкова называет дело политически мотивированным и связанным с ее профессиональной деятельностью. МИСК восстановил хронологию событий.
21 марта жители Астаны, несогласные с переименованием города, вышли на акцию протеста. ОМОН задержал митингующих и увез их в автозаках с площади. Журналистам, приехавшим снимать репортаж о митинге, при этом мешали агрессивно настроенные молодые люди: они кричали, что сегодня праздник, что нельзя показывать негатив, и пытались закрыть камеры операторов. Присутствующие полицейские на воспрепятствование журналистской деятельности никак не реагировали.
22 марта журналистку телеканала «Настоящее время» Светлану Глушкову задержали в первый раз на основании заявления о нанесении телесных повреждений. Министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев позже прокомментировал ситуацию, сказав, что задержание Глушковой обосновано: «Мне сказали, что на нее написали заявление, потому что она на кого-то напала». В ответ Светлана опубликовала видео с места событий: на нем она обращается к заместителю начальника полиции с вопросом «Кто эти люди, и почему они мешают нам работать», который остается без ответа, а позже в кадр вклинивается молодая девушка, которая кричит: «а почему вы меня ударили?» Светлана отвечает, что этого не делала, но девушка (позже окажется, что это некто Турарбекова Г.) говорит: «я хочу написать на вас заявление». Обеих забирают в участок, где Глушкову продержат пять часов и отпустят без предъявления обвинений и составления протокола.
Тимур Нусимбеков, основатель портала Adamdar, сравнил препятствующих работе журналистов молодых людей с титушками, «юными монстрами Януковича», и предложил назвать казахстанских титушек «нуртушками»:
«Как показал опыт Украины, титушек отличает отсутствие любых принципов, по команде из центра и за скромный «гонорар» они готовы гавкать, запугивать, нападать, убивать, и даже воевать против собственной страны.
Хочется верить, что власти Казахстана остановят омерзительный и опасный эксперимент по размножению титушек на улицах и площадях наших городов. И еще хочется верить, что политики Казахстана все-таки прекратят внедрять опыт и ценности Ким Ир Сена, Туркменбаши, Януковича, Мугабе и тому подобных персонажей и вернутся к общечеловеческим ценностям и реализации пунктов Конституции Республики Казахстан».
28 марта авторитетная международная организация «Репортеры без границ» выступила с осуждением задержания казахстанских журналистов при освещении протестов. «Мы призываем казахстанские власти не препятствовать журналистам, освещающим демонстрации. Принятие мер, позволяющих журналистам свободно работать, должно быть одним из приоритетов нового казахстанского правительства», – заявили представители организации в Восточной Европе и Центральной Азии.
31 марта Глушкову задержали повторно – в здании аэропорта Астаны, куда она прилетела из Алматы, ее продержали около четырех часов, прежде чем вручить ей материалы дела и повестку в суд, который должен состояться 1 апреля в 11 часов утра.
Утром у суда собралось несколько десятков человек, пришедших поддержать Глушкову на процессе. Рассмотрение дела откладывалось несколько раз из-за того, что «материалы дела не поступили», и в итоге заседание было перенесено на 2 апреля.
2 апреля пресс-секретарь ДВД Астаны Софья Кылышбекова заявила, что Глушкова якобы «уклонялась от явки в органы внутренних дел для ознакомления с материалами административного дела» и в аэропорту «ей были представлены материалы для ознакомления в присутствии понятых». По словам самой Светланы, до этого до Кылышбековой было очень сложно достучаться с журналистскими запросами: она либо находилась в отпуске, либо в отъезде, а однажды заявила, что уволилась из пресс-службы ДВД.
Суд над Светланой Глушковой проводили без ее же участия. Несмотря на то, что дело было объявлено как открытое, из зала суда удалили как саму Светлану, так и ее адвокатов после заявления о недоверии к суду. Свою позицию Глушковой представить не дали. Судья Асия Дощанова признала журналистку виновной по статье 73-2 (“Побои”) КоАП РК и приговорила к штрафу в 10 МРП. Семнадцатилетняя Гульнар Турарбекова, проходившая в суде как потерпевшая, все заседание просидела, закрывая лицо.
После суда Глушкова заявила, что не согласна с приговором и намерена его обжаловать.
Диана Окремова, директор правового медиа-центра, заявила, что подобный процесс она видела впервые, и что это «нонсенс и шок». «Это циркосуд, а не суд. Я не могу это действие назвать судом. Судьи игнорируют любые замечания, любые аргументы, [...] никакой надежды на каплю рассудка в этом деле не осталось». По словам Окремовой, судья продолжала вести процесс, игнорируя многократные заявления на отвод и смотрела в бумаги, когда демонстрировали видео: «Обычно на подобных «судах» стараются хотя бы делать вид, изображать нормы приличия. Но здесь об этом никто не заботился, нагло и открыто нарушая Конституцию и творя самосуд».
Спустя трое суток после суда Глушкова так и не получила судебное постановление. Рассматривая встречное заявление Глушковой о воспрепятствовании деятельности журналиста, та же судья Дощанова постановила, что «событие не связано с профессиональной деятельностью Глушковой С.В. как журналиста», и дело закрыли «за отсутствием состава».
2 и 3 апреля на почту Глушковой и в социальных сетях начали поступать угрозы. Через Egov Светлана написала заявление в департамент полиции, которое не было зарегистрировано. Открытые обращения министру внутренних дел и генпрокурору также не были опубликованы.
4 апреля правозащитники Астаны обратились к спецдокладчику ООН по свободе слова Дэвиду Кайе и попросили обратить «пристальное внимание на ситуацию в Казахстане». Они упомянули не только дело Светланы Глушковой, в котором было допущено множество правонарушений, но и апелляцию Сании Тойкен, которую суд оставил без удовлетворения. Из обращения: «2 апреля в Административном суде столицы, с беспрецедентным количеством нарушений, журналистку признали виновной и постановили выплатить штраф в размере 10 МРП (около 60 долларов). В зале суда был грубо нарушен принцип гласности судебного разбирательства: судья удалила с процесса не только Светлану, ее адвокатов, но и прессу и наблюдателей. [...] Происходящие события показывают, что ситуация со свободой слова в Казахстане становится критичной». Свою обеспокоенность ситуацией выразила также коалиция нового поколения правозащитников: «Пренебрежение общественным мнением, вкупе с нарушением норм как национального, так и международного законодательства в области прав человека по таким существенным вопросам как право на управление государством, свобода выражения мнения и мирных собраний усугубляет практику нарушения прав человека в стране, отчуждения граждан от возможности принятия общественно важных решений, и служит наглядной демонстрацией зависимости законодательной власти от воли первого лица.
Коалиция нового поколения правозащитников Казахстана [...] выражает твердое несогласие с принятием столь широкомасштабных по важности решений в пренебрежение свободным мнением граждан и стандартами в области прав человека».
Фото на главной: rus.azattyq.org