Связаны ли ЕНТ и суициды школьников?

С 1-го по 8-е июня 2015 года в Казахстане проводилось Единое Национальное Тестирование среди выпускников школ. Вместе со средним баллом сдачи растет и количество суицидов перед ЕНТ и после его проведения. Однако Министерство образования отрицает связь смертей с экзаменом.

Дана Хисимова, Ирина Медникова

По данным Министерства Образования и науки РК средний балл сдачи ЕНТ в 2015 году составил 79,4. Это на 2,5 процента выше, чем в прошлом году – 76,9.

Выпускников, набравших максимальный балл (125) в прошлом году было четверо, в то время как в этом году прибавилось на одного. Число выпускников, преодолевших пороговый уровень в 50 баллов, увеличилось на 4,5 процента, что составило 67 497 учащихся (81,4 процента), в 2014 году их было 67 357 (76,9 процента). Работа апелляционной комиссии еще продолжается.

Однако в этом году перед сдачей ЕНТ СМИ пестрили заголовками о подростковых суицидах.

По сообщению газеты «Панорама», минувшей весной в Актобе покончили с собой 3 выпускницы: 26 апреля ученица 11 класса средней школы №18 выпила уксус и скончалась спустя несколько дней в больнице. Затем еще одна 18-летняя школьница выбросилась из окна семиэтажного дома. 8 мая повесилась третья ученица 11 класса. В двух случаях девочки оставили предсмертные записки, содержание которых следствие так и не разгласило.

После сдачи пробного экзамена в поселке Доссор Атырауской области 17-летняя выпускница наглоталась таблеток после того, как набрала 1 балл из 25 по математике.

В Южно-Казахстанской области выпускница, набравшая 73 балла, покончила жизнь самоубийством на следующий день после ЕНТ, повесившись в сарае на бельевой веревке. В городе Ленгер Южно-Казахстанской области была совершена попытка суицида также после сдачи ЕНТ.

Последний случай, где школьница выжила, – единственный, где нам оказалась доступная ее предсмертная записка.

Как сообщает Тенгриньюс, 18-летняя Жансая уже поступила в Омский технический университет, но мечтой девочки было поступление в мединститут. Однако для исполнения мечты нужно было набрать 108 баллов, выпускница же набрала 91.

Как рассказали родные выпускницы, поплакав после экзамена, Жансая вроде смирилась с тем, что не получит грант.

«Было все нормально, вчера она убралась дома, приготовила ужин и… в сарае повесилась. Хорошо, что брат приехал, он нашел ее в сарае и перерезал веревку. Она оставила записку, в которой написала, что опозорила школу и родителей», — говорит Алия Кыдырсикова, бабушка Жансаи.

И, тем не менее, государство не считает количество суицидов связанным с экзаменом и достаточным, чтобы прекратить или модернизировать проведение Единого национального тестирования.

«Мы не можем безапелляционно заявлять, что участились случаи суицидов по причине ЕНТ. Такие случаи суицидов в Казахстане есть среди школьников, как и во всем мире. Эти трагичные случаи в обществе происходят, — отмечает председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Саят Нюсупов. — Они происходят, по моему мнению, в силу различных психологических стрессовых состояний, которые испытывает тот или иной человек, если не говорить о его здоровье. Мы каждый случай исследуем, психологи работают. Но я, например, не знаю, чтобы именно из-за ЕНТ кто-то покончил с собой. Поэтому статистики о количестве суицидов из-за ЕНТ нет».

«Я, например, не знаю, чтобы именно из-за ЕНТ кто-то покончил с собой», - говорит представитель министерства 15 мая, когда СМИ сообщили, что сразу после ЕНТ погибло, по крайней мере, 2 школьницы, а одна случайно выжила, но связь попытки суицида с экзаменом доказывает записка.

Также чиновник заявил, что формат национального экзамена меняться не будет.

«Закрытые тесты — самые примитивные, — говорит руководитель общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Ирина Смирнова. — Делается фокус и натаскивание по четырем предметам и пропадает фундаментализм образования».

Она привела в пример опыт других стран.

Например, во Франции нет единых экзаменов, и в последние три года проходит профильное обучение. Выпускной экзамен сдается детьми в другой школе, их результаты не разглашаются, и по ним определяется профиль дальнейшего обучения для человека.

В США также нет единых экзаменов. В половине штатов ученики собирают портфолио за годы обучения и сдают экзамен при поступлении в вуз. Интересно, что тестирование можно пересдавать сколько угодно раз — это стоит 49 долларов, и ребенок может отправить в приемную комиссию вуза тот результат, который удовлетворяет его больше всего. Результаты экзаменов также доступны только сдающему, без сравнения с другими детьми.

В Германии выпускные школьные экзамены длятся с февраля по июнь, и в это время нет занятий. Четыре предмета предлагаются властями земель, оценка — комплексная, и экзамен составляет только 20% оценки. Вступительных экзаменов в вуз нет — действует конкурс аттестатов. Результаты экзаменов имеют неограниченный срок действия, тогда как итоги казахстанского ЕНТ действуют год.

В Канаде в 11—12 классе сдают два обязательных предмета — английский язык и математику. В 12 классе ученик выбирает предметы, которые ему жизненно необходимы. На основании оценок высчитывается средний балл для перехода в следующий класс (набрать нужно не менее 50%).

То есть в мире начался переход от тестов, которые проверяются машинами, к комплексной проверке знаний, тогда как у нас упор делается на формальное тестирование и простую проверку фактологических знаний.

Какое количество трагедий станет достаточным для того, чтобы пересмотреть стрессовую форму проверки знаний, которая к тому же в развитых странах признана методологически устаревшей?

© Молодёжная информационная служба Казахстана

Фото с сайта http://bisnews.kz/

Следите за нами в интернете