Кристина Опёнкова
По мнению политолога, государство с самого начала независимости не уделяло должного внимания проблемам и развитию молодого поколения, его руководители были заняты накоплением капитала и «дележкой» государственной собственности.
«Эти 30 лет были провальны для молодежной государственной политики. Если брать 90-е годы и начало 2000-х, то это был период первоначального накопления капитала, формирования политической бизнес-элиты в Казахстане, создания авторитарной политической системы. Следовательно, власть сильно не интересовалась тем, что происходит с молодежью – какие у них тренды, в какие группы они вступают, какие у них мысли.
А когда в конце 90-х молодые люди вдруг резко начали уезжать из страны за новыми «знаниями» в религиозные общины, то государство сразу сочло это как возможный риск к росту терроризма и экстремизма. Хотя мы – политологи и социологи – не раз говорили им об этом. Помню, когда мы в своих статьях и книгах предупреждали об этом тренде, власть стала обвинять нас в том, что мы сеем панику в стране, которая является островков стабильности в регионе. Как показали последующие события, данная стабильность оказалась мифической», – сказал эксперт.
Схожие по массовости и хаотичности протесты произошли в Алматы в 2013 году, когда молодые люди, приехавшие из пригородов и ближайших районов, разгромили сцену и торговый центр на концерте казахстанского певца Кайрата Нуртаса. По словам Досыма Сатпаева, это событие было всплеском социальной агрессии без политической и оппозиционной подоплеки.
«На концерте были в основном молодые люди от 17 и старше, которые приехали из пригорода на бесплатный концерт популярного певца. Тогда мы и обратили внимание на то, что в Казахстане довольно мощный слой молодых людей, которые не являются никакими экстремистами, рецидивистами, но они являются социальными аутсайдерами. Чуть позже мы издали книгу «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи», где попытались разобраться в причинах вспышки этой социальной агрессии и пришли к выводу, что в стране появилось большое количество молодых людей с низким социально-экономическим статусом, низким уровнем образования и культуры.
Такие люди не нашли себе место в обществе или не видят его. Такие люди более радикально относятся к окружающей действительности. Многие из них не имеют перспектив с точки зрения достаточного заработка и карьерного роста из-за нехватки качественного образования. Большинство из них приехали из депрессивных регионов в рамках внутренней миграции.
Когда я говорю про депрессивные регионы, то это на самом деле парадокс, что за 30 лет независимости мы так и не создали равные условия для доступа к качественному образованию и медицине. Власть за это время могла только проводить бесполезные мероприятия, съезды молодежного крыла «Zhas Otan», неэффективные и добровольно-принудительные ивенты.
Итогом этой политики стала деградация аула, поселков и малых городов, рост безработицы, наркомании, алкогольной зависимости и бедности, в том числе среди казахстанских детей, где из 6 миллионов детей 1 миллион бедных детей, превращаясь в заложников бедности своих родителей», – считает Досым Сатпаев.
По мнению Досыма Сатпаева, чтобы в стране появилась «конкурентоспособная» молодежь необходима не конкуренция дипломов, а конкуренция знаний, не конкуренция понтов, а конкуренция профессионализма, не конкуренция связей в элите, а конкуренция способностей. Именно этого сейчас нет в Казахстане. Чтобы в Казахстане не было «потерянного поколения» нам необходимо несколько важных вещей:
«Во-первых, государство должно обеспечить качественное образование, которое станет доступным для всех. При этом равный доступ к качественному образованию должен быть во всех регионах Казахстана, а не только в столице или Алматы, что уже ведет к решению другой проблемы, а именно выравнивая социально-экономические диспропорций между разными регионами страны за счет повышения их конкурентоспособности.
Во-вторых, нужно вырвать людей из ловушки бедности и поднять им заработные платы, предоставить им рабочие и конкурентоспособные места. Третье, уничтожить олигархических фаворитов, которые руководствуются одним правилом: «Одним все, другим ничего». Четвертое, раскрыть коррупционные проявления в стране. И пятое, необходимо развивать культурный уровень населения. Ведь нет ничего хуже безграмотного и бескультурного человека с коктейлем молотова в руках», – считает политолог.
Досым Сатпаев признается, что мало верит в слова власти, но при этом отмечает, что январские события научили ее прислушиваться к потребностям и обращениям молодых людей.
Осталось приучить ее исполнять свои обещания.