Социолог Толганай Умбеталиева рассуждает о том, как пройдут предстоящие выборы и ставит под сомнение механизм подсчет голосов, когда голоса высчитываются не от общего числа имеющих голос, а от числа тех, кто пришел и проголосовал.
Ерсын Айдаргазин, Томирис Жолдасова, Ирина Татиева
- Как вы считаете, зачем известные эстрадные исполнители, телеведущие и спортсмены баллотируются в Мажилис Парламента?
- Я считаю, что эти люди являются инструментами в предвыборной борьбе. Я уже где-то писала, что список предвыборной компании напоминает мне фан-клуб Назарбаева, то есть те люди, которые поют ему дифирамбы, поэтому понятно, что это чистый инструмент. Конечно, Головкин свою профессиональную деятельность не бросит для того, чтобы сидеть в парламенте; там есть певцы – это делается для того, чтобы привлечь определенную категорию людей. Например, кто слушает Кайрата Нуртаса – казахоязычная молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, то есть, этот электорат может прийти проголосовать за него. За Головкина, я думаю, что мужское население, разбирающееся в спорте, может проголосовать. Эти люди не столь великие, но они представляют партию «Нур Отан», хотя сама партия ничего не вложила в этих людей, она не участвовала в раскрутке, например, Кайрата Нуртаса, абсолютно не помогала Головкину, за ними стоят совершенно другие люди, но партия «Нур Отан» сейчас присваивает их успех. Поэтому для меня это – просто инструменты для привлечения внимания. Но судя по тому, что партия «Нур Отан» заявила, что этот список предварительный, я предполагаю, что многие из них просто оттуда (из Мажилиса – авт.) выпадут.
- Скажите пожалуйста, на ваш взгляд, отражают ли баллотирующиеся партии в парламент реальные проблемы населения и их запросы?
-Я думаю, ни одна партия не отражает. Единственная партия ОСДП, которая отражает просто протестные настроения, хотя эта партия заявляет себя социал-демократической, но она пока не совсем представляет с точки зрения социал-демократии идеологию и ценности. Протестное настроение – это все те, кто проявляет недовольство, у кого есть, скажем, конфликт с властью и какие-либо разочарования. Вот эти недовольства и эмоции отражает ОСДП. А о других партиях я не могу ничего сказать, даже вот, например, партия «Нур Отан», мне кажется, ничьи интересы не представляет. Никогда не видела, чтобы она защищала интересы чиновников или бюджетников в Парламенте.
- По вашему мнению, какая будет явка населения в процентном соотношении на выборах?
- Знаете, на самом деле, если посмотреть по нашему законодательству, это абсолютно не имеет никакого значения. Может прийти 30 процентов, итоги выборов будут считаться от количества тех, которые пришли. Например, приблизительно 8 млн электората. У нас сделали очень хитрый пункт: проходной балл — 7 процентов. Эти 7 процентов высчитываются не от количества электората, не от 8 миллионов человек, а от числа тех, кто пришел, хотя по идее это неправильно. Пришло, например, 3 миллиона, и считать от этих голосов – не правильно. Репрезентативность по подсчету голосов раньше имела значение, а сейчас не имеет. Поэтому у нас говорят, что 99 процентов приняли участие, но нужно смотреть механизм подсчета.
Материал подготовлен стажерами ОФ МИСК