Алина Поморска работает в Хельсинском фонде по правам человека, который находится в Варшаве. Она преподает права человека больше 15 лет, работала с полицейскими, судьями, представителями местной исполнительной власти, учителями, молодежью в самой Польше, а также в ближних европейских странах и на пространстве бывшего Советского союза.
Айнаш Туктушева, Семей
— Что такое права человека?
— Это то, что нас защищает от произвола власти. Государственные власти не должны вмешиваться в нашу жизнь. Их задача помочь людям жить свободно. О правах человека должны знать как можно больше людей.
— Кем Вы работаете?
— По образованию я юрист. После окончания учебы я начала работать в качестве учителя. А в 1998 году я стала сотрудником Хельсинского фонда по правам человека и с тех пор я занимаюсь правами человека. Моя деятельность заключается в том, чтобы передавать знания; учить, как вести исследования, которые связаны с соблюдением прав человека. А защитой занимается сама организация.
— Расскажите, пожалуйста, о Хельсинском фонде по правам человека?
— В самом начале был создан комитет по правам человека на основе конференции, которая прошла в Хельсинки. После нее во многих странах были созданы Хельсинские комитеты, которые занимались защитой прав человека. По политической ситуации в Польше в 1992 году был дополнительно создан фонд по правам человека. Сотрудники этого фонда помогали людям в решении проблем, касающихся прав человека.
Первым руководителем фонда был Марек Новицкий – очень известный в мире правозащитник, которого уже нет с нами. Сейчас организацию возглавляет Данута Пшивара.
— Чем занимается на сегодняшний день Хельсинский фонд по правам человека?
— Смотрит, что происходит в государстве с точки зрения соблюдения прав и свободы человека. Наблюдает, как происходят судебные разбирательства, так как сейчас у нас много митингов и протестов против власти. Также помогает мигрантам и беженцам.
— С какими странами Вы работаете в плане просвещения прав человека?
— Большинство – это страны бывшего Советского Союза. Практически во всех этих странах мы были и освещали права человека, кроме Туркменистана.
— Проводите ли Вы семинары по правам человека для чиновников, полиции, судьей?
— Да. Когда ОБСЕ организовал семинары на разные темы во многих странах. Они приглашали психологов, чиновников, работников бюро уполномоченного по правам человека. Это были люди разных профессий. Хельсинский фонд приезжал в разные страны и делегации разных стран приезжали в Польшу, чтобы получить знания по правам человека.
— На сколько отличается Польша от Казахстана именно в соблюдении прав человека?
— Я думаю, что разница в том, что у нас больше механизмов. Потому что у нас разнообразие судов. Человек, как жертва не соблюдения прав и свободы, может обратиться не только в обычный суд, но и в конституционный. Мне кажется в этом разница.
— Какие программы реализует ваш фондом для граждан?
— Это прежде всего это дискуссии, которые ведут политики на ток шоу. Также журналисты просвещают население о правах человека. Чуть раньше на телевидении также были фильмы, которые показывали несколько раз в месяц, в которых говорилось, что такое права человека и объясняли основные понятия. Были отдельные фильмы: право на свободу слова, право на самоопределение, право на личную жизнь. Каждое право и свободы, которое находятся в конституции, пактах или в Европейской конвенции по правам человека, отражались в этих фильмах. Для учителей были отдельные фильмы и сценарии занятий, чтобы преподаватели могли провести на основе этого сценария занятия для начальной и средней школы.
— Как Вы считаете нужно ли показывать такие фильмы для нынешней молодежи?
— Да. Я думаю, что это необходимо. Нужно только поменять примеры, потому что они были сняты несколько лет назад. Надо много говорить про права и свободы человека.
— Вы уже несколько лет работаете с казахстанской молодежью. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашей молодежи?
— Вы очень активные и видно, что вам хочется что- то изменить. Если сравнивать с польской молодежью, то она постоянно в интернете и ничем не занимаются. Общественная активность молодых людей в Польше на низком уровне. А ваша молодежь хочет включатся в различные типы действий.