Молодежная информационная служба Казахстана с февраля по март 2019 года провела в Алматы исследование среди 251 казахстанца в возрасте от 16 до 25 лет, чтобы выявить установки и ценности молодежи по социально-значимым вопросам.
Исследование затронуло четыре темы: молодежная политика, экология, гендер и национальная идентичность. Опрос проведен в рамках проекта «1-2-3», где молодые люди сами проводят исследования, снимают и монтируют новости, интервью и репортажи на основе собранных данных.
В последние несколько лет слово «ұят» («стыд») стало употребляться в казахстанском обществе достаточно часто. Началось все с того, что житель Астаны Талгат Шолтаев накрыл платком скульптуру девушки в откровенном наряде из композиции «Влюбленные» в Астане, обосновав это тем, что «уят болады». Затем было осуждение Асель Баяндаровой за фото топлесс, потом был несанкционированный митинг в селе Сарбастау против юной блогерши, снявшейся в фотосессии в стиле ню с украшениями в национальном стиле, а также критика модели Динагуль Тасовой за выступление в прозрачном топе без белья. Были и другие громкие дела, где так или иначе ущемлялись права женщин.
С помощью следующих вопросов мы попытались понять, как молодежь относится к равноправию полов. Авторы исследования делают вывод, что студенты Алматы выступают за финансовую самореализацию как мужчин, так и женщин. Однако полностью избавиться от исторически сложившегося стереотипа о «добытчике» пока не удалось. Работающая женщина не вызовет претензий, пока не начнет зарабатывать больше мужчины. А ему, по результатам исследования, все еще приходится нести на себе ношу материальной ответственности за всех членов семьи одному.
Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы, что женщина должна сидеть дома, родить и воспитывать детей? — 75% опрошенных придерживается довольно прогрессивных взглядов, их ответ — «нет». 45 человек, которые составляют 18% общего числа, в данном вопросе консервативны.
Схожий стереотип, но относительно мужчин: «Считаете ли Вы, что в основном мужчина должен работать и содержать всю семью?», все еще имеет место быть в нашей среде. Об этом свидетельствует цифра в 61% согласных. Около трети — 32% участников исследования — не разделяют этих взглядов. Абсолютно идентичный с предыдущим вопросом оказался показатель тех, кто затрудняется дать ответ: 4%, и тех, кто от ответа воздержались — 3%.
Чуть более половины (56%) опрошенных не согласна с тем, что женщина должна зарабатывать меньше мужчины. Сторонников финансового перевеса в сторону мужчин — 26%. Не определились с ответом 15% и воздержались 3% участников.
И вновь, при чуть иной постановке вопроса, а именно, когда мужчина зарабатывает больше женщины, результаты оказались примерно аналогичными. 53% высказались «за», «против» — 35%.
Полагающих, что голос женщин достаточно учитывается в политике при принятии решений — 40%. Не согласных чуть меньше — 32%. Четверть интервьюируемых (25%) затрудняются отвечать.
55 человек из 251 знают, что означает термин ЛГБТ. Из них 31% относятся к движению негативно. 6% респондентов «только слышали», «знают, но не могут сказать» или знают, что «их сторонников принижают». Интересно отметить довольно большую группу нейтрально настроенных молодых людей: их по результатам опроса — 43%. Симпатизирующих оказалось 8%, и 12% предпочли промолчать.
Также согласно исследованию, респонденты считают, что не замечали в Казахстане случаев мизогинии. Правительство полностью удовлетворяет, на их взгляд, интересам женской половины общества. Довольно неожиданный результат получился при исследовании группы молодых лиц на терпимость к сексуальным меньшинствам. Явно отрицательно настроенных оказалось меньше половины испытуемых. Учитывая культурно-социальные особенности нашей страны, нейтральную позицию молодежи можно принять за положительный показатель в этом вопросе. Наблюдаются уже не столь категоричные настроения, как у предшествующих им старших поколений.