Правовой анализ Социального кодекса

13 февраля 2023 г.

Правовой анализ Социального кодекса был проведен директором Карагандинского филиала ОО «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности» Юрием Гусаковым в августе 2022 года в рамках проекта «Открытый парламент» Молодежной информационной службы Казахстана при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Астане.


В анализе проанализированы предложения троих экспертов с многолетним стажем в социальном сегменте – заместитель председателя ООИ «Елорда әділет орталығы» Анатолий Мигай, руководитель ОО «Равный равному +» Людмила Полякова и эксперт-менеджер по ассистивным технологиям и доступности информации Nazarbayev University Зият Абдыкаимов.

Краткое изложение по предложениям и комментариям эксперта:


  1. Включить в понятийный аппарат социального кодекса понятие «дискриминация по признаку инвалидности, которое означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;

  2. «Разумное приспособление» - внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;

  3. «Универсальный дизайн» - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

  4. «Ассистивные устройства» – устройства, приспособления и программы, в том числе технические средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.), позволяющие инвалидам улучшить и (или) компенсировать реализацию определенных функций (зрения, слуха, передвижения, общения и т.п.) и тем самым расширить возможности самостоятельного проживания и участия в жизни общества.

  5. Предусмотреть ответственность должностных лиц за возможное воспрепятствование реализации прав граждан и возможные нарушения законодательства непосредственно в статье 157 главы 13 проекта Кодекса;

  6. Провести анализ подзаконных актов, которые пойдут на утрату при принятии кодекса и составить актуальную на тот момент систему и правила о стандартах цифровой доступности с ответственностью должностных лиц за несоблюдение данных правил и стандартов.


С анализом можно ознакомиться по ссылке.