Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» провел исследование на тему «Серпiн: миграция студентов и их планы по трудоустройству» на примере трех городов Казахстана.
Исследование подготовлено МИСК для доклада в рамках заседания Совета по экономической политике Мажилиса Парламента на тему: «Об обеспечении трудоустройства молодежи в рамках проекта» Серпін-2050».
Оно проведено с 1 по 15 апреля 2019 года в трех городах: Семей, Петропавловск, Павлодар. Количество респондентов: 209 студентов с первого по пятый курсы обучения, из них первого курса: 20 студентов, второго: 93, третьего: 60, четвертого: 32, пятого – 4. Технических специальностей: 100, гуманитарных: 81, точных: 28.
42% опрошенных, поступая в учебное заведение по программе Серпiн, планировали пожить в другом городе и вернуться в свой. 26% – хотели пожить в другом городе и затем уехать в Нур-Султан или Алматы. 20% хотели остаться жить в другом городе и 11% имели другие мотивы.
У 81% студентов эти планы не изменились, и у 19% – изменились.
Из тех, у кого планы изменились – из 19% –12% пояснили причину.
Изменились ли ваши планы? Да - 12% | |
Останусь в этом городе, привык, использую возможности тут | 6 |
Магистратура, дальнейшее обучение | 6 |
Не понравился город или хочу работать в другом городе | 5 |
Выйти замуж и остаться, влюбился, встретил вторую половину | 3 |
Хочу в родной город, соскучился, будущее связываю с ним | 3 |
Не моя специальность | 2 |
ВСЕГО ИЗМЕНИЛИСЬ ПЛАНЫ: | 25 |
69% опрошенных студентов хотят уехать из города обучения после завершения работы, и 31,5% - хотят остаться в городе, где они прошли обучение.
Хотите уехать или остаться в городе? | ||
Остаться потому что | ||
Здесь есть работа (в том числе по моей специальности) | 17 | 25,70% |
Привыкла/-к, нравится город | 17 | 25,70% |
Созданы хорошие условия, созданы все условия, здесь хорошие возможности | 7 | 10,60% |
Продолжить обучение здесь | 6 | |
Нашел здесь друзей | 4 | |
Внести свой вклад в развитие этого города | 2 | |
Влюбился | 1 | |
Уехать потому что | ||
Хочу жить и работать в своем городе | 41 | 28% |
Хочу быть рядом с семьей, не нравится далеко от родственников, хочу жить с родителями | 25 | 17% |
Хочу посмотреть и работать в разных городах | 21 | 15% |
Здесь нет работы, не подходящая работа, мало платят | 14 | 10% |
Хочу продолжить обучение и/или работать в Алматы/Астане | 9 | 6,25% |
Нет будущего у этого города, не вижу своего будущего здесь, здесь плохая инфраструктура, нет условий, плохие условия | 7 | |
Здесь холодно | 3 | |
По состоянию здоровья | 1 |
87%опрошенных студентов планируют работать по полученной специальности, и 11,9% нет.
Будете ли вы работать по своей полученной специальности | ||
Нет, потому что | ||
Не нравится / хочу другую специальность | 21 | 84% |
Не востребована | 6 | 24% |
Буду учиться дальше | 1 | 4% |
Отвечая на вопрос, что улучшить в программе, 18 % отмечают, что нужно повысить стипендию, 16,2 % - обеспечить работой.
Что улучшить в программе? | Семей | Петропавловск | Павлодар | ВСЕГО | |
Повысить стипендию, выделять деньги | 28 | 10 | 38 | 18% | |
Обеспечить работой | 20 | 8 | 6 | 34 | 16,20% |
Обеспечить жильем | 16 | 4 | 20 | 9,50% | |
Повысить деньги, выделяемые на проезд | 16 | 1 | 17 | 8,10% | |
Выделять деньги на зимнюю одежду | 11 | 11 | 5,20% | ||
Снизить плату за общежитие | 9 | 9 | 4,30% | ||
Обеспечить едой, бесплатно кормить | 6 | 6 | 2,80% | ||
Тяжело работать с кураторами: улучшить | 5 | 5 | 2,30% | ||
Отремонтировать общежития | 5 | 5 | 2,30% | ||
Свобода выбора места работы / Нас заставляют оставаться / убрать отработку | 1 | 11 | 12 | 5,70% | |
Улучшить сайт, разъяснять условия договора | 3 | 3 | 1,40% | ||
Больше интересных мероприяттий | 1 | 2 | 3 | 1,40% | |
Не отделять серпин от других, все равны | 2 | 1 | 3 | 1,40% | |
Повысить качество обучения | 2 | 2 | 0,90% | ||
Закрыть программу | 1 | 2 | 3 | 1,40% |
«Молодежь патерналистски настроена к государству. В своих комментариях она просит, чтобы ее обеспечили работой и жильем, несмотря на то, что они уже получили грант. Более патерналистское отношение наблюдается у молодежи из южных регионов, которые обучаются в Семее. Местные студенты против того, чтобы участников программы «Серпін - 2050» выделяли среди остальных, предоставляя им различные привилегии, например, повышенную стипендию и бесплатное проживание в общежитиях. Сохраняется конфликт между местными и приезжими студентами. И его, по нашему мнению, нужно решать», - такими выводы исследования поделились в МИСК.
Справка: С 2014 года в Казахстане работает государственная программа «Серпін - 2050», которая предоставляет образовательные гранты для молодежи из южных и западных регионов и отправляет их на восток и север страны – в регионах, испытывающих дефицит кадров. Ранее МИСК опубликовал несколько материалов об этой программе.
ПРОГРАММА «СЕРПIН» ПОРОЖДАЕТ КОНФЛИКТЫ?
СЕРПІН: ПРОГРАММА АССИМИЛЯЦИИ ИЛИ АВТОНОМИЙ?
C исследованием можно ознакомиться здесь