25 февраля 2015 года на площадке аналитической группы «Кипр» состоялось экспертное обсуждение на тему молодёжи и религии. Исследователи, аналитики и научные сотрудники представили свое понимание роста религиозности молодежи и постарались дать ответы на поставленные вопросы.
Милена Ахмедова
Обсуждение началось с приветственного слова модератора Ерлана Смайлова.
Затем презентацию со статистическими фактами представил главный спикер обсуждения,религиовед, доктор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Мурат СМАГУЛОВ.
«Различными сектами были притеснены более 500 тысяч казахстанцев, 80 % из которых – молодёжь. На данный момент в Казахстане насчитывается 17 конфессий, которые представляют 3493 религиозных субъекта (мечети, церкви, молельни) под контролем государства, – отметил он. – Среди молодёжи можно выделить три вида религиозности: полная или частичная погруженность, выборочная религиозность (выполнение обрядов, не требующих затраты сил, времени или финансов) и модная религия под веянием времени. Религия в Казахстане может стать позитивным фактором развития самобытности казахского народа. В Казахстане за годы независимости произошла трансформация религиозного сознания. Также наболевшим вопросом является активная популяризация религии и псевдорелигии в социальных сетях. Атеизм как идеология утратил свою былую мощь».
В конце презентации были представлены вопросы для дискуссии: по каким причинам молодёжь с головой уходит в религию и стоит ли бояться исламизации Казахстана.
Ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Ильдар ДАВРАНОВ остановился на том, что никакие самые лучшие экономические модели и самые совершенные правовые системы не заменят религии – фундаментальной, духовно-нравственной основы общества.
«Здесь я бы хотел обратиться к нашим внутренним проблемам. Чтобы традиционные для нашего общества конфессии были, скажем, привлекательны для молодежи, нужен кадровый состав. Буквально недавно были сообщения и публикации, что у священнослужителей низкая оплата труда, что в Западном Казахстане некоторые священнослужители имеют не специальное духовное образование, а просто какие-то курсы. Но молодёжь Казахстана очень грамотна. А мировая тенденция показывает, что чем грамотнее народ, тем больше атеистов. И государству, и бизнесу, и представителям традиционных конфессий надо подумать, что нам нужно, может быть, какие-либо фонды и исследования. Это наша внутренняя проблема, которую надо решать. Надо понять: «Что человека туда толкает?» Дань моде или настояние родителей, или человек себя чувствует более уверенно? Истинная вера и атрибутивная – это очень тонко. В Казахстане это именно та проблема, над которой надо работать как общественным организациям, так бизнесу с государством», – поделился он своим мнением.
Профессор КазЭУ им. Т. Рыскулова Гульнар КУАТБАЕВА остановилась на экономической стороне вопроса.
«Молодежь – производительная сила будущего Казахстана. Что же дает религия, как институт, который продуцирует общественное благо? – задалась вопросом эксперт. – Это вполне экономически измеримо. Очень важно разработать стандарты потому, что, действительно, религия несет за собой угрозы радикального исламизма. Работая в Астане, я обратила внимание, как участники религиозных конфессий собираются в закрытых клубах; девушки активно планируют, как они могут развивать бизнес для своих собратьев по вере. Я хотела бы остановиться на том, что религия – это динамично развивающийся рынок услуг, рынок товаров, который необходимо экономически измерять, прогнозировать и возможно, в этом есть и положительные моменты для развития экономики Казахстана».
Другое дело, считает г-жа Куатбаева, когда молодежь не хочет участвовать в экономике, а хочет посвятить себя только Аллаху.
«Этот человек перестает быть субъектом экономических отношений, и государство теряет рабочую силу. Также я бы хотела отметить, что сегодня Казахстан занимает одно из лидирующих стран по СНГ по развитию информационных технологий. Как показали исследования, по степени обращаемости религиозные сайты находятся на первом месте! Это «зомбирование» молодёжи через интернет-технологии. На этот момент я бы хотела обратить особое внимание», – подчеркнула она.
Президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат НУРОВ заметил, что молодёжь уходит в религию по причине духовной потребности.
«Скрывать не будем, у нас есть духовные потребности, помимо материальных. Одна из них, важнейшая, – это потребность веры, единства мира. Мир до конца непознаваем, абсолютной истины мы достигнуть не сможем, поэтому место для веры останется всегда. В этом отношении атеизм тоже вера. Люди нуждаются в морали и в нравственных учениях. У нас нет светской идеологии – и это большой минус, который заполняется другими религиозными течениями», – считает эксперт.
К вопросу об исламизации Казахстана, – Канат Ильич уверен, что это опасно.
«Мы не говорим о приведении казахов в ислам, это давно уже случилось, – напоминает он. – Мы говорим о том, что ислам в любом случае будет требовать вмешательства в управлении государством. Это заложено в его радикальных и фундаментальных тезисах. С исламизацией мы можем потерять свою этническую самобытность, я уже не буду говорить про тенгрианство и шаманизм. Нельзя терять идею. В арабской, по происхождению, религии, другие традиции и обычаи, явно не степного характера. Важно не потерять и возродить то, что было у нас в корнях. Любая религия, также и исламизация, не интегрирует, а разделяет общество. Всё-таки необходима светская нравственность. Всеединство – вот сущность нашего бытия. Отсюда и нужно начинать. Нужно выявлять объективные ценности, чтобы они взаимно дополняли друг друга и тем самым поставить конец религиозной раздробленности общества».
Журналист Павел БАННИКОВ считает, что молодёжь приходит в религию из-за потребности в социализации.
«Чаще всего люди приходят из незащищенных слоёв, либо это слои криминализованные. Тут есть позитивная сторона религии – когда они социализируют молодежь и приводят её в общество. Тут интересная мысль была, что религия – это рынок. Это рынок идей, где светские идеи потеряны. Государству в этом смысле делать ничего не нужно. Как поощрительные, так и запретительные меры могут привести к радикализации. Религия даёт простые ответы реализации себя в обществе», – считает он.
Что могло бы сделать само общество? Г-н Банников считает, что поднимать, исследовать и говорить на эту тему.
Мнения аудитории разделились. Некоторые участники обсуждения отмечали положительные факторы влияния религии на воспитание молодого поколения, некоторые, наоборот, выступали за преподавание светских основ на уровне школы и университета.
Правозащитник Евгений ЖОВТИС напомнил всем в завершение, что свобода религии – это составная часть свободы мысли и совести.
«Мы не можем диктовать людям какие-то поведенческие стереотипы. Мы не должны исходить из запретов. У человека есть две обязанности – платить налоги и для мужчин – служить в армии. Всё остальное допустимо и конкуретно. В противном случаях мы теряем пути к саморазвитию», – сказал он.
АГ «Кипр» продолжает молодежный сезон при поддержке Фонда им. Ф. Эберта в Казахстане и Фонда Сорос-Казахстан.