Пять украинских девушек рассказывают писательнице и адвокату Ларисе Денисенко, почему защита прав человека стала их работой и призванием.
Источник: журнал Officiel в Украине.
«Если бы я была традиционалистскою, а не либералкой, я бы сказала, что они являются правовыми «берегинями», и что в женщину заложена эта особенность – «защищать». Впрочем, я скажу иначе: они – «бойчихи» правового фронта, которые в условиях военного конфликта, коррумпированности судебной и правовой систем, общественного тяготения к самосудам и низкой правовой грамотности ежедневно добывают в борьбе право каждого и каждой на справедливость, свободу, достойное и равное отношение. Образованные, активные, содержательные и профессиональные женщины, которых я собрала под правозащитный зонт, профилируются в разных сферах правозащиты», – так начинает серию интервью Лариса Денисенко.
Александра Матвийчук с первых дней Евромайдана начала координировать юристов, и благодаря усилиям инициативы Евромайдан SOS правовую помощь получило достаточно большое количество людей, несправедливо затравленных властью. Александра и сейчас продолжает держать в фокусе гибель людей на Майдане.
Ольга Жмурко прицельно занимается защитой прав ромского национального меньшинства в Украине, она – реальный агент изменений, которая помогает закрытой и недоверчивой к чужеземцам общине чувствовать себя увереннее в правовом поле.
Татьяна Печончик, кроме осуществления мощной информационной политики, является монитором, и может проследить, как заботится власть о немощных лежачих больных, людях с психическим отклонением, ребенке-отказнике, и соответствующим образом отреагировать на недостойное поведение в отношении людей в местах несвободы.
Татьяна Мазур анализирует информацию относительно притеснений прав человека в Украине и других странах, проводит кампании в защиту прав человека, мобилизует обычных людей для участия в них, создает и предлагает изменения к национальному законодательству, лоббирует принятие правовых основания для работы Международного Криминального Суда, поддерживает права ЛГБТ.
Лиза Кузьменко концентрируется на вопросах равного отношения, пытается достигнуть этой цели, когда каждому человеку в Украине реально будут гарантироваться равные права: право на брак, право на работу, право на информацию, право на достойное отношение, свобода мирных собраний и свобода исповедовать любую религию.
ТАТЬЯНА МАЗУР: «Справедливость для меня — это когда соблюдаются права человека»
Образование: Магистр права, Львовский национальный университет имени Ивана Франко
Кем работает: Исполнительный директор Amnesty International Ukraine
«В вопросах политики, геополитики, национальных интересов или морали, я смотрю на все только со стороны прав человека.
Права человека — это интересы каждого, это достоинство каждого и это понятие равенства.
Многие смотрят на события на востоке Украины с точки зрения национальных интересов или патриотизма, но мы смотрим с точки зрения только тех людей, чьи права нарушаются. И для нас не важно, какая сторона конфликта нарушает эти права.
Сейчас украинским обществом некоторые моменты воспринимаются очень сложно: кроме конфликта на востоке страны не стоит забывать, что мы прожили 80 лет в условиях советской диктатуры, где никто не понимал, что такое права человека.
Советскость, часто проявляется в желании запретить. Запретить те телеканалы, которые нам не нравятся, запретить сериалы и фильмы, которые нам не нравятся, закрыть глаза на нарушения со стороны украинской армии или запретить ЛГБТ выходить с маршем равенства на улицу. И, да, можно принять закон о декомунизации, но «совок» из голов будет выходить очень постепенно. Потому что свобода – это в первую очередь выбор, а не запреты, это уважение прав человека, прав того, кто находится рядом с тобой.
В этом плане лакмусовой бумажкой являются права ЛГБТ. Нет каких-то отдельных прав для сексуальных меньшинств, это все те же права человека. И сейчас представители ЛГБТ в Украине, к сожалению, не могут реализовать свои права.
Меня часто спрашивали: «У тебя скоро будет ребенок, а вдруг он станет геем?». Да мне все равно, будет мой ребенок геем, лесбиянкой или трансгендером. Что для меня действительно важно, это то, чтобы мой ребенок был здоровым, счастливым и имел равные возможности со всеми людьми.
Самое страшное для меня — если мой ребенок станет жертвой дискриминации, будет терпеть какие-то ограничения, обиды, физические нападения. Это, к сожалению, то, что имеет место быть в современной Украине. Этого я боюсь больше всего».
ТЕТЯНА ПЕЧОНЧИК: «Права человека – это отношения человека и власти».
Образование: Кандидат филологических наук, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка
Кем работает: Председатель правления «Центра информации о правах человека».
«Люди, которые борются за собственные права и отстаивают свое достоинство, могут расправить плечи и ходить с прямой спиной.
Все изменения должны происходить в первую очередь в головах людей, поэтому наша организация активно занимается информационно – просветительской и образовательной деятельностью в сфере прав человека.
Мы много работаем с реформами глубинных систем, например, системой предупреждения истязаний в местах несвободы. Можем заходить в любое время в любую тюрьму или психиатрическую больницу, то есть в те места, где люди пребывают под надзором государства.
Власть, которая нарушает права человека, не заинтересована в том, чтоб люди знали свои права.
Я люблю свою работу. И хотя темы, с которыми мы работаем, очень сложные: расследование и документирование преступлений во время Евромайдана и в Крыму, пытки и дискриминация, меня вдохновляют на то, что мы имеем реальные рычаги влияния. И с каждым днем тех, кто работает в сфере защиты прав человека, становится все больше».
ЕЛИЗАВЕТА КУЗЬМЕНКО: «С развитием общества возникло четвертое поколение прав человека: право на аборт, право на коррекцию пола, право на однополый брак»
Образование: Магистр права, Одесская юридическая академия
Кем работает: Заместитель директора по коммуникации и адвокации правозащитной ЛГБТ — организации «Точка опоры».
«Мне всегда было не все равно, что происходит в моем доме, на моей улице, в моем городе и в моей стране. Еще работая в университете, я побывала на многих обучающих программах, где изучала вопрос гендерного квотирования в Риксдаге Швеции, проходила программу по развитию толерантности и разнообразия в США, стажировалась в Комитете по национальным меньшинствам в Сейме Польши. В какой-то период даже думала остаться там, поскольку знаю язык, и найти хорошую работу не было бы проблемой. Но потом поняла, что только в здесь, в Украине, я смогу сделать больше.
Для нас привычны такие права человека, как право на участие в выборах, право на отдых, право на протест. Все это — права трех поколений. Но с развитием общества возникло четвертое поколение прав человека: право на аборт, право на коррекцию пола, право на однополый брак и даже право на доступ к Интернету.
Права человека — это не права наций, меньшинств или любых социальных групп. Это права отдельных лиц. Поэтому, например, вопрос об однополых браках не может решаться на всеукраинском референдуме. Большинство не может решить, какие права могут быть у меньшинства.
Неважно, какой у тебя цвет кожи или пол, какой доход твоей семьи, есть ли у тебя инвалидность, какой религии ты придерживаешься, гей ты или гетеросексуал. Мы все хотим одних и тех же вещей: любви, принятия и доброты».
ОЛЬГА ЖМУРКО: «Уважение к человеческому достоинству — это то, что должно быть привито каждому из нас с самого детства»
Образование: Магистр религиоведения и философии, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Кем работает: Международный фонд «Возрождение», директор ромской программной инициативы (защита ромского национального меньшинства).
«Для меня справедливость — это, в первую очередь, равенство возможностей.
Справедливость — это фундаментальная категория, которой каждый из нас должен руководствоваться в отношении суждения о других людях. А правозащитник для меня — это человек с обостренным чувством справедливости.
В условиях войны, политического и социального кризиса радикальные настроения в обществе сильно обостряются. И это огромный риск для людей, которые принадлежат к меньшинствам и уязвимым группам. Чтобы каждый человек мог чувствовать себя в государстве защищенно, необходимо, чтобы тема прав человека из узкой сферы перешла в наше ежедневное сознание и в нашу ежедневную практику. И в этом я вижу цель нашей работы сегодня.
Задача правозащитника — не заставить каждого, кто представляет ту или иную группу, полюбить то или иное меньшинство. Наша задача заключается в том, чтобы общество уяснило одну непреложную истину: ограничение прав другого по признаку сексуальной ориентации или национальности, или по другому защищенному признаку, недопустимо.
Правозащитный дискурс должен выйти за пределы узкой группы людей, должен стать понятным большинству. Для этого каждый человек должен понять – права человека – это, в первую очередь, о нем самом. Революция Достоинства и общество нашей страны показали, что существует запрос на демократические и либеральные ценности. И чем шире и понятнее будет эта тема людям, тем быстрее эти ценности станут основой нашей повседневной жизни и политики».
Александра Матвийчук: «Права человека – это не привилегия»
Образование: Юрист. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка
Кем работает: Председатель правления «Центра Гражданских Свобод».
«Если спросить обычного человека, что для него важно, люди будут говорить о достаточно практических вещях. Но мы говорим о правах человека, потому что они и являются путем к этим практическим вещам. Рано или поздно ты приходишь к осознанию, что для того, чтоб поесть, необходимо иметь право сказать, что ты голодный. Тогда начинаешь понимать ценность свободы слова, свободы мирных собраний.
Для того, чтобы сделать рывок, общество должно понимать, что права человека – это не привилегия, которая дается только тем, кто нам нравится. А сейчас люди абсолютно искренне считают, что те, кто нам импонирует, имеют право проводить мирные собрания, а вот группы ЛГБТ, которые нравятся не всем, на это права не имеют.
Мы сейчас боремся на трех фронтах одновременно. Первый шаг – это вынудить нашу нынешнюю власть провести кардинальные реформы в сфере прав человека. Наша вторая задача как страны, которая дает отпор российской агрессии, – это помощь жертвам войны, людям, которые остались один на один с оккупантами. И третий фронт – самый сложный, учитывая вызовы, с которыми мы столкнулись, – это в такие драматические времена не забыть о человеческом достоинстве».
Текст: Лариса Денисенко
Фото: Сергей Васильев
Стилист: Olaa Zhyzhko
Продюсер: Анастасия Йовановская
Перевод: Динара Касымбекова