МИСК провел уличный опрос молодых граждан в Алматы о том, видят ли они политические изменения или улучшения в стране; о том, почему и как, по их мнению, произошли январские события. Большинство респондентов считают, что протесты возникли из-за пропастью между народом и властью.
Сабира Курманова
5 июня прошел республиканский референдум по изменению и внесению дополнений в Конституцию страны. Нынешнее управление Казахстана верит, что это станет толчком для дальнейшего его развития. При этом референдум прошел спустя пять месяцев после кровопролитных январских событий, в которых погибли по меньшей мере 238 человек. Вдобавок к этому, остается много вопросов, на которые государство отвечать не спешит. Можно ли уже говорить о об политических и социальных изменениях в стране?
В общей сложности нам удалось опросить 45 человек. Важно отметить, что большинство из них отказались говорить на камеру, а некоторые согласились говорить только на диктофон. 24 человека ответили, что боятся говорить о политических проблемах из-за страха репрессий со стороны государства или места работы и учебы. 7 человек отказались сниматься на видео, потому что не имеют представления о январских событиях и/или их не было на тот момент в стране. 7 человек согласились ответить на вопросы корреспондентов на видео, из них один попросил замылить его лицо при публикации. Еще трое человек согласились ответить на вопросы и записать разговор на диктофон.
Большинством респондентов было отмечено, что январские события произошли из-за отсутствия диалога между властью и народом страны. «Народ просто устал терпеть и вышел на улицу», – ответил один из респондентов.
При этом 5 человек, отвечавших на камеру, признались, что в повседневной жизни редко кто обсуждает январские события и почти все об этом уже забыли. Несколько из них оценивают этот факт негативно.
В целом, практически все верят в развитие Казахстана и хотят связать будущее с нашей страной. 7 человек отметили, что видят некоторые позитивные изменения в стране. Две девушки, отвечавших на вопросы на диктофон, считают, что изменения чисто косметические и ничего серьезного не предпринимается. «Меняют парламент, но чиновников просто меняют местами и все», – ответила одна из респонденток.