Понятие «социальное государство» не в первый раз становится предметом обсуждения интеллектуалов, и в этот раз они пришли к его цифровой модели. Уйдет ли государство в социальные сети вслед за своим электоратом?
Томирис Жолдасова
Первое обсуждение этого понятия состоялось в 2015 году. Тогда эксперты, дискутируя об определении социального государства, о том, как это выглядит в казахстанской практике, пришли к выводу, что республика скорее декларирует себя социальным государством, чем является им на самом деле.
26 октября на аналитической площадке «КИПР» прошло обсуждение «Социальное государство: государство какFacebook».
В этот раз эксперты обсудили,как менялась общественная и политическая повестка Казахстана как социального государства за три года, какие новые понятия интегрировались в дискуссию, и, в каком направлении нужно двигаться, чтобы Казахстан стал по-настоящему социальным государством. Своим видением Казахстана как социального государства поделился Айдархан Кусаинов, экономист, советник председателя Национального банка, автор книги «Экономика Казахстана: мифы и реальность».
Социальное государство – это государство, чья политика направлена на перераспределение материальных благ по принципу социальной справедливости. Целью такого государства является обеспечение каждого гражданина:достойным уровнем жизни, сглаживание социальных различий и помощь нуждающимся слоям.
Существует два подхода к пониманию социального государства. Первый подход – индивидуалистический: удовлетворение индивидуальных прав и материальных потребностей ведет к стабильному обществу.Второй коллективистский: следование общественным правилам приносит счастье индивиду и ведет к стабильному обществу.
Как государству стать социальным?
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что государству уже недостаточно быть просто перераспределителем благ от богатых к бедным, да и материальный достаток перестает быть ключевым фактором удовлетворенности. По мнению эксперта, государству необходимо стать создателем системы, которая будет отвечать всем потребностям и ожиданиям граждан. Для этого государству необходимо создать новую ценностную парадигму.
«Казахстану необходимо восстановить эффективное взаимодействие с обществом, восстановить доверие. На сегодняшний день, к сожалению, многие государственные программы воспринимаются вштыки, реализуются наспех и все время есть ощущение, что нас где-то обманывают.Существует достаточное количество хороших госпрограмм, но они реализуются неправильно, потому что смыслы этих программ разрозненные. Нет конкретной координирующей идеологической цели, соответственно, каждый реализующий орган принимает решения, исходя из своего понимания и личных убеждений», – говорит экономист.
Рассуждая о решениях, спикер обозначает, что эффективная социальная политика основана на удовлетворении мировоззрений индивида, формирующихся на основании существующих долгосрочных ценностей, а сегодня происходят серьезные ценностные сдвиги. Кусаинов считает, что в современном мире рушатся долгосрочные ценности, например, семья, порядок, религия, и множатся краткосрочные ценности: соседи не знают друг друга, люди уходят в социальные сети.
«Появляется экстерриториальность ценностей и убеждений. Многие вещи теперь объединяют, но эти же вещи разъединяют», – говорит эксперт и приводит в качестве примера социальные сети: люди в социальных сетях могут общаться, неаморфным, разорванным, манипулируемым. Теперь политика не основывается на «неизменном общественном сознании», она сама влияет и изменяет его – в негативную или позитивную сторону. Политика сама может менять общественное сознание», – утверждает эксперт.
Какой должна быть новая парадигма?
Кусаинов считает, что государству необходимо прилагать усилия, чтобы максимально удовлетворять ожидания общества, чтобы каждый чувствовал себя счастливым в обществе. При этом нужно учитывать, что у каждого свое понимание счастья: для кого-то заключается в демократизации общества, для других – в свободе личности или гарантии прав.
«Важно понять некий средний уровень удовлетворенности и такие индексы высчитываются уже сейчас. Далее необходимо согласовать свою политику с этими сформированными общественными ожиданиями, требованиями. Новое социальное государство это не «перераспределитель» денег, а «удовлетворитель» ожиданий общества в целом», –подытоживает спикер и приводит в пример социальную сетьFacebook, как условное государство, удовлетворяющее ожидания общества.
«Человек в Facebook получает паспорт. Далее с этим паспортом он может передвигаться по приложениям, пользоваться различными услугами. Соцсеть позволяет зарабатывать. Гражданином Facebookможно стать бесплатно, но бизнес облагается налогами.В нем же есть «тюрьмы и наказания» в виде блокировки и деактивации. Он устроен как настоящее государство», - сказал спикер. Facebookявляется аналогом социального государства, по мнению Кусаинова, потому что социальная сеть позволяет самостоятельно формировать среду, экосистему, в которой смысловое наполнение и развитие заданы самими пользователями, кроме того,социальная сеть предоставляет инфраструктуру для самостоятельной деятельности граждан в удовлетворении своих потребностей.
Заказчик– гражданское общество
Бахытжамал Бектурганова, социолог и президент Ассоциации социологов и политологов Казахстана, выразила мнение, что для создания социального государства необходим широкий диалог между гражданским обществом и государством.
«Классический формат социального государства – это реализация триединной стратегии: социальная адаптация, социальная защита и стимулирование. В настоящее время резко увеличивается роль стимулирующей стратегии государства, потому что именно оно стимулирует активизацию сил для саморазвития населения. Но заказчиком классического социального государства выступает – не бизнес, не государство, не властная элита, а – гражданское общество.Сегодня гражданское общество не в состоянии самостоятельно строить социальное государство, поэтому необходим диалог, необходимо взаимодействие гражданского общества и государства», – считает Бектурганова.
Социолог уверена, что Казахстан находится на стадии поиска оптимальной модели такого взаимодействия и, по ее мнению, это возможно только в формате публичной политики.
«Институт публичной политики выступает и как условие, и как средство для гражданского общества, чтобы формировать стратегическую повестку дня, преодолевать закостенелость государственных структур, подключать ресурс гражданской активности, осуществлять контроль над деятельностью государственных органов, формировать совместно с государством социальную политику», – перечислила она.
«К сожалению, нынешнее состояние публичной политики характеризуется целым рядом негативных тенденций. Неразвитость механизмов публичной политики ведет к игнорированию общественного мнения, подавления мнения гражданского общества. Происходит откровенная фальсификация обратной связи. Развитию гражданского общества и созданию совместно с государством социальной политики мешает наличие в Казахстане разрывного типа публичной политики, когда политико-административный режим пытается встроить элементы гражданского общества и в профсоюзы, и в НПО, и в партии. Такая вертикализация, попытка взять под контроль гражданское общество, на корню уничтожает ее самоорганизационную основу. У нас в Казахстане контроль над гражданской сферой не уничтожил самоорганизации, но привел ее к уходу в самые разные формы бытовой солидарности. Ярким примером такой солидарности и является Facebook», – пояснила социолог.