Строили мы строили, и наконец подрались

7 сентября 2017 г. События, Общество, Город

Об этом конфликте в нашей столице – Астане – не написал только ленивый. Газеты и интернет-издания неделю пестрели заголовками и сенсационными подробностями. Мы решили проанализировать, как ситуацию видят СМИ, и попытаться ответить на вопрос – что скрывается за таким, как сказано в официальных докладах, «бытовым конфликтом».

Геннадий Ипатов

«Массовая драка между казахстанскими и индийскими рабочими, произошедшая вечером 2 сентября в Астане на строящемся объекте «Абу-Даби Плаза», изрядно всколыхнула общественность. Официальная версия случившегося — бытовой конфликт». Об этом сообщил Даурен Абаев, министр информации и коммуникаций Казахстана. И все же «шумиха» вокруг инцидента продолжалась около двух недель Жители Астаны были обеспокоены обстановкой на территории строящегося комплекса. Об этом можно судить по их постам в соцсетях», — написал портал 365 Инфо.

«Похоже рабочие «Абу-Даби Плаза» чем-то недовольны и возмущены? Вижу их массовое скопление и слышу свист и выкрики. Что опять у них? — привел портал комментарии жительницы столицы Балкии Бисенгалиевой.

К своей публикации она приложила фото, на котором видно массовое скопление людей, ориентировочно местных рабочих.

О масштабах конфликта наиболее лаконично высказался портал NUR.KZ.

«Как сообщил агентству очевидец, иностранные рабочие «напились на Айт и устроили бардак». По его словам, они сломали охраннику руку. В ДВД Астаны и МВД пока не комментируют инцидент. Между тем, источник агентства подтвердил, что драка произошла между охраной и строителями из Индии. По предварительным данным, в конфликте участвовало около 600-700 человек, они «закидывали правоохранителей камнями».

Большинство СМИ продолжали обозревать сам конфликт, а не его первостепенные причины.

Одним из первых специалистов, кто затронул причины конфликта был политолог Замир Каражанов:

«Ситуация, которая произошла в Астане, говорит о том, что необходимо защищать интересы местных кадров. Иностранцы иностранцами, но по законодательству иностранные инвесторы-работодатели не могут просто брать и приводить своих рабочих, если не докажут, что никак без них не могут обойтись.

Вместо того чтобы нанимать казахстанцев и платить им как положено, привезли индусов. Вероятное объяснение напрашивается только одно — работодатель может платить нелегальную небольшую зарплату. И если у нас в стране было решено делать ставку на привлечение квалифицированной рабочей силы, так зачем же мы же пускаем к себе неквалифицированную?»

Впрочем, как считает Каражанов, есть риск, что проблему просто «замнут».

«Вопрос уж слишком политизирован и скандализирован. Боюсь, до правового регулирования, как это было бы в нормальных развитых странах, дело не дойдет. Скорее всего, установят зачинщиков драки и на этом успокоятся, а вопрос, как индусы оказались на нашей стройке, останется без ответа. А ведь именно в этом надо бы разобраться в первую очередь. Ведь это не просто − жить и работать в чужой стране, для этого нужно оформить много документов, поставить десяток подписей и печатей», — констатировал Каражанов.

По мнению эксперта, такие конфликты не возникают на ровном месте.

«Реакция рядовых астанчан, которые пытались всеми возможными и невозможными способами прорваться к очагу конфликта, говорит о том, что в данном конфликте нет одного-единственного виноватого. Вероятно, что проблема в этом районе уже была, почва, скорее всего, уже давно сформировалась и столкновение рано или поздно все равно случилось бы. И неважно, что послужило бы причиной – пьяный индус или проблема пропускной системы», − заключил Каражанов.

Политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев нашел свой ответ на вопрос? почему такое большое количество рабочих иностранцев участвовало в строительстве:

«Восемь лет назад глава правительства Карим Масимов (ныне председатель КНБ – прим. авт.) подписал постановление, которое одобрило межправительственное соглашение между Казахстаном и ОАЭ касательно строительства комплекса "Абу-Даби Плаза". При чем здесь Арабские Эмираты? Правительство Эмирата Абу-Даби владеет крупным пакетом акций компании Aldar Properties PJSC, которая занимается возведением столичного небоскреба. В пунктах соглашения говорится, что компании разрешается привлекать и нанимать иностранных работников на любой стадии реализации объекта строительства, а общее их общее количество не должно превышать 6 600 человек».

Наиболее четкий ответ и доступную формулировку высказал Жарас Ахметов, специально для агентства ratel.kz

«История заурядного бытового конфликта на строительной площадке комплекса «Абу-Даби Плаза» вдруг вызвала множество вопросов.

Вопрос первый: нужна ли Казахстану иностранная рабочая сила, во всяком случае, в таком количестве?

Вопрос второй: с чего вдруг, сутки спустя после конфликта, практически стали недоступными социальные сети и различные мессенджеры? Было бы хоть как-то объяснимо, если бы это случилось во время конфликта. Тогда это можно было бы трактовать как способ локализации конфликта, препятствование мобилизации новых участников. Но сутки спустя, когда конфликт был не только уже погашен, но и обсужден во всех деталях в социальных сетях и средствах массовой информации? Разумное объяснение найти невозможно.

Что касается первого вопроса, то он затрагивает некоторые фундаментальные проблемы нашей экономики, такие как занятость, состояние платежного баланса, а значит, и курса национальной валюты.

Через конфликт на стройплощадке «Абу-Даби Плаза» мы приходим к фундаментальной проблеме – отсутствию стимулов у наших предпринимателей для подготовки отечественных кадров.

То есть умом, а может, даже и сердцем все понимают необходимость подготовки кадров, но раз нет стимулов, то никто этим не занимается. За исключением, возможно, крупного и очень крупного бизнеса.

Но если не вкладывать в повышение квалификации работника непосредственно на рабочем месте, то мы так и будем иметь проблему с качеством специалистов.

Но что значит – нет стимулов?

Подготовка специалиста – это расходы сейчас, а эффект через несколько лет.

И первая проблема – дефицит денежных средств у наших предпринимателей.

Вторая проблема – низкие зарплаты, особенно у инженерно-технического состава. У самого работника нет особого желания тратить время на свой профессиональный рост, потому что особого финансового эффекта это не даст.

Третья проблема, связанная с предыдущей, - даже если предприниматель нашел средства и подготовил классного специалиста, то он обязательно уйдет, если ему предложат более высокую зарплату, как правило, в национальную компанию.

Четвертая проблема – на подготовку специалиста нужны не только деньги, но и время. Если есть деньги, то зачем тратить время, когда можно найти специалиста нужной квалификации в России, или Украине, или Индии?

Все эти проблемы сводятся к одной – структуре издержек, в которой доля персонала занимает одно из последних мест, например, для крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности доля расходов на персонал составляет 9%».

Вот и получается что за «бытовым конфликтом» скрывается фундаментальная проблема в трудовом секторе Казахстана. Последуют ли какие либо положительные изменения, после конфликта, неизвестно, остается только наблюдать.

Следите за нами в интернете