В начале декабря в Алматы прошла дискуссия на тему «Право на город» в рамках UrbanTalks, где обсуждались наиболее яркие проекты последних лет и отношение городских властей к участию общественности в принятии решений.
Александр Хлынцов, Караганда
«Кок-Жайляу» без нулевого варианта
4 ноября этого года состоялись открытые слушания по проекту, и примерно в этот же период обсуждение вышло на другой уровень, вовлекло широкую общественность и приобрело беспрецедентный масштаб. Елена Ерзакович, общественный деятель, директор фонда VeloFriends, рассказала о том, как этот кейс объединил вокруг себя большое количество людей, в том числе тех, кто в экологическом движении до сих пор не участвовал.
«Идея строительства курорта на Кок-Жайляу возникла у властей еще в далеком 2001 году. Долгое время эта идея обсуждалась в стенах акимата, но переломным в истории Кок-Жайляу стал 2011 год, когда тогдашний аким Алматы Ахметжан Есимов и Министерство индустрии и новых технологий РК приняли решение о строительстве горнолыжного комплекса мирового класса на территории урочища. С этого момента началась борьба за сохранение в нетронутом виде урочища Кок-Жайляу и отказ от строительства там спортивно-развлекательного центра. Почти сразу появилась инициативная группа «Сохраним Кок-Жайляу», участники которой обвиняют власти Алматы в нарушении экологического законодательства и ратифицированных Казахстаном международных конвенций», — вспоминает она.
В октябре 2015 года новый аким Алматы БауыржанБайбек заморозил реализацию проекта, мотивировав это прежде всего экономическими трудностями в стране. Активисты обрадовались такому решению. Но позже выяснилось, что работы по строительству курорта не прекращались – практически была построена электрическая подстанция на горном плато.
В 2017 году акимат официально восстановил работы в урочище: продолжилось строительство электроподстанции, началось строительство канализационного коллектора. В августе 2018 года инициативная группа «Сохраним Кок-Жайляу» создала петицию «Требуем сохранить Кок-Жайляу».
Мощный толчок движению дали общественные слушания, на которых глава AlmatyMountainResorts Наиль Нуров сообщил, что курорт в урочище будет построен в любом случае, потому что плато Кок-Жайляу уже осваивается.Во время слушаний на выступления проектировщиков давалось по 25 минут, а общественникам — по три.
Благодаря провальным общественным слушаниям число защитников курорта, если судить по растущему числу подписей «против», только увеличивается, к движению присоединяются жители других городов.
Белка раздора
В начале июля алматинцы проснулись и увидели ее – двенадцатиметровую «Белку» на Атакенте. Вокруг этой инсталляции развернулись нешуточные споры. Люди обсуждали искусство, контекст, идентичность, туризм, городской бюджет и даже биоразнообразие нашего региона. Без риторики "за" или "против" журналист Мади Мамбетов проанализировал, почему «Белка» вызвала такой ажиотаж, на какие "болевые точки" горожан ей удалось надавить, и какие выводы мы можем из всего этого сделать.
«В начале года акиматом была разработана программа «Теплый город» — включение в городской ландшафт современных арт-объектов, которые могли бы выступатькак аттракционы для туристов и способствовать творческому мышлению, вызывать общественные дискуссии.
Арт-объект «Белка» вызвал много шума, которого не было даже во времена самых крупных скандалов в социальных сетях.
Что не так с этим арт-объектом? Камень преткновения был в нескольких вещах. Людей смущала художественная ценность объекта, а также цена – 23 млн тенге.
Что, по мнению авторов,должен был показать этот арт-объект?Белка должна была показать горожанина – того, кто «как белка в колесе крутится, чтобы достать свой желудь». Также неспроста были выбраны материалы, которые должны были продемонстрировать степень загрязненности воздуха в Алматы, они впитывают пары бензина, копоть и пыль. А также роль сельского жителя в городе – сейчас происходит колоссальное разделение на городских и приезжих.
Но все пошло не так, как ожидали авторы.Социальные сети сконцентрировались на обсуждении другой проблемы – на что идут деньги налогоплательщиков. Город должен тратить деньги на искусство, хотя не все могут понять современное искусство и воспринять такие арт-объекты, как уродование внешнего вида города.
Людей обеспокоило то, что в городе существует множество нерешенных проблем. Все смыслы, которые вкладывались авторами в «Белку», прошли мимо них. По мнению людей,эти деньги могли быть потрачены с большей пользой.
Какие выводы можно сделать из ситуации? «Белка» – это провал коммуникации города с горожанами. Если бы горожан привлекли к обсуждению проекта раньше, чем возвели арт-объект, то реакция была бы совершенно другой».
Парк «Южный»
История парка "Южный", расположенного на пересечении улиц Жарокова и Ходжанова, началась этой весной. Тогда местное сообщество отреагировало на план городской администрации на реконструкцию парка, который предполагал вырубку деревьев и асфальтирование большой части территории. Созданная инициативная группа жителей этого района написала открытое письмо в акимат с просьбой скорректировать проект. Об этом кейсе рассказывает Светлана Спатарь, активист, общественный деятель и менеджер проектов экологического общества "Зеленое спасение", которая была непосредственно вовлечена в общественные обсуждения проекта.
«14 гектар, 14 тысяч деревьев. 20 лет назад власти заложили парк, но за ним не было должного ухода: дорожки разрушились, система полива перестала функционировать и власти решили, что парк требуется привести в порядок. Решение правильное и хорошее, но оно было принято в 2015 году без какого-либо общественного обсуждения. В 2018 году был поставлен забор и начались работы в парке. Ради реализации нового проекта собирались вырубить 800 деревьев, чтобы проложить новые дорожки, мосты, фонтаны. И это стало главной причиной возмущения жителей. Когда жители обратились в нашу организацию, то я сказала – не тратьте время, деньги выделены, проект утвержден, любые попытки остановить работы бесполезны, – вспоминает Светлана. –Но жители не послушались».
За три дня они написали письмо в акимат, собрали более 400 живых подписей. Люди объединились и начали проводить информационную кампанию, а мы потом помогли с рассылкой в СМИ и постами в социальных сетях. За несколько дней шум разошелся и аким приехал в парк, провел личный осмотр и дал распоряжение, чтобы проект пересмотрели с учетом мнения общественности.
Из 25 тысяч жителей ближайших районов образовалась инициативная группа из 50 человек, которая ежедневно встречалась и проводила обсуждения. Костяком инициативной группы стали владельцы собак. Инициативная группа посчитала все деревья в парке, используя специальные счетчики. Плюс множество деревьев было посажено самими жителями.
Следующий этап – к группе присоединился профессионал, который на добровольной основе помог разработать новый проект. Были проведены исследования и опросы – это то, что должны были сделать сами проектировщики еще в 2014-2015 годах. Результатом работы стал проект, который максимально учел пожелания различных социальных групп жителей района: привести в порядок дорожки, поливную систему, сделать освещение, найдены компромиссы по детским и спортивным площадкам, а также запланировали первую в городе собачью площадку. Проект жителей был передан проектировщику. В конце лета проект прошел госэкспертизу и начались строительные работы.
Во время установки заборов, жители совершенно случайно узнали, что часть парка была приватизирована 10 лет назад. Компания-застройщик, приватизировавшая участок, согласилась отдать эту землю взамен на другую.
Но, к сожалению, подрядчик затянул строительные работы,экспертиза была проведена очень поздно. Работы остановились, и подрядчики вдруг решили установить некачественное оборудование для детских и спортивных площадок. Но жители снова подняли шум и потребовали устанавливать только то, что было согласовано.
Сейчас проект приостановили до весны, но подрядчик согласился на условия жителей.
Фото : the-steppe.com