Казахстанский парламент: что такое и зачем он нужен?

25 ноября 2020 г. Выборы

Парламент – это законодательный орган, позволяющий обеспечивать равновесие политических сил и общественных интересов во власти за счёт присутствия в нём множества разных направлений и идеологий.

Родина современного парламентаризма – Англия. Почему в принципе возникла необходимость в парламенте? Всему виной злоупотребления монархии, которая веками строила государство, не оглядываясь на потребности подданных. Но благополучная жизнь любого правителя во многом зависела именно от благополучия окружающего его общества: обострение социально-политических проблем не было на руку ни одному монарху.  Зарождение современной парламентской системы началось в 1215 году с Великой хартии вольностей – документа, обязавшего короля Иоанна Безземельного вводить новые налоги только с согласия совета. Появление парламента в первую очередь подразумевало сглаживание и регулирование отношений между властью и обществом, а также представление интересов этого общества перед монархом. Парламентская система больше не позволяла правителю принимать решения самовольно – учитывать потребности и настроения социума стало обязательным условием существования самого монарха.

Со временем парламент приобрёл законодательную функцию и стал основным государственным органом во многих странах мира, вытеснив монархическую форму правления, и, оставив ей лишь формальные полномочия.

Казахстанский парламент

Сегодня в политической природе существуют однопалатные, двухпалатные и многопалатные парламенты. В случае Казахстана мы говорим о двух палатах: верхней и нижней.

Сенат – верхняя палата казахстанского парламента. Её составляют по 2 депутата от каждой области и города республиканского значения, ещё 15 депутатов назначает президент. Депутаты верхней палаты представляют регионы страны и, соответственно, их интересы, однако выбирают их не жители областей и городов, а депутаты их маслихатов – выборщики – члены тех партий, за которые граждане голосуют на парламентских выборах.

Мажилис – нижняя палата казахстанского парламента. В ней постоянно работают 107 депутатов: 9 – от Ассамблеи народа Казахстана, 98 – от лица своих политических партий – тех, за которые и голосуют казахстанцы на выборах в Мажилис. Сколько депутатов от партии пройдёт в нижнюю палату, зависит от избирателей: чем больше процентов голосов получит партия, тем больше кресел займут её представители в Мажилисе.

Законодательные инициативы рассматриваются в нижней палате и лишь после этого переходят на одобрение в верхнюю, где документ принимают или отклоняют. Одобренный законопроект отправляется на подпись к президенту и становится законом, отклонённый – возвращается в Мажилис.

Сенат также уполномочен решать вопросы войны и мира, объявлять о республиканском референдуме, утверждать республиканский бюджет, устанавливать и отменять государственные налоги и сборы, решать вопросы административно-территориального устройства страны, ратифицировать международные договоры.

Мажилис же, кроме рассмотрения законопроектов, объявляет импичмент – обвиняет президента в государственной измене, сообщает об очередных президентских выборах, даёт согласие на назначение или отставку премьер-министра.

Несмотря на то, что политически более важной считается нижняя палата парламента, сама парламентская структура позволяет учитывать интересы партий – через Мажилис – и интересы регионов – через Сенат. То есть любой законодательный акт должен получить одобрение и от партий, и от регионов страны.

Зачем мы голосуем?

Теоретически всё просто: граждане поддерживают ту партию, чья предвыборная программа кажется им наиболее актуальной для развития страны; партия, в свою очередь, проходит в Мажилис и в течение пяти лет реализует свои обещания. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем больше депутатских кресел она получает в Мажилисе.

Избиратели голосуют для того, чтобы участвовать в управлении страной, заявлять о своих потребностях и проблемах, выстраивать диалог с властью и показывать ей направление развития. Голоса граждан – реплики общества в этом самом диалоге.  Поддерживая идею и программу партии отметкой в бюллетени, избиратели показывают, какой курс развития необходим стране с их точки зрения.

Практически сложнее: скудное партийное разнообразие, отсутствие заметных фактических различий в программах партий не позволяет гражданам сделать искренний выбор.

Предстоящие выборы пройдут по пропорционально-списочной системе. Избиратели будут голосовать не за отдельного кандидата, а за партию. И, если она получит необходимые 7% поддержки граждан, партийное руководство самостоятельно решит и выдвинет список тех, кто будет представлять интересы партии в парламенте и маслихатах – местных представительных органах. Такая система предполагает, что политические партии имеют чёткую идеологию и неуклонно придерживаются её, а их избиратели уверены, что после выборов предвыборные обещания партийцев обратятся в осязаемые действия. В то же время беспартийные самовыдвиженцы остаются за бортом политической жизни страны и не могут участвовать в её управлении.

Одна палата – хорошо, а две?

Систему двухпалатного парламента часто критикуют за то, что она затрудняет проведение значимых политических реформ: верхняя палата всегда может заблокировать законопроект и не выпустить его в жизнь. Но у двух палат есть и сторонники: наличие верхней – контролирующей – палаты помогает сдерживать нижнюю палату, предотвращая принятие законов, поддерживающих интересы отдельных групп. Это особенно актуально в случае заметного доминирования в нижней палате конкретной партии. На практике же на эффективность функционирования парламента влияет отнюдь не количество его палат, а уровень политических прав и свобод в государстве.

Следите за нами в интернете