Парламент – это законодательный орган,
позволяющий обеспечивать равновесие политических сил и общественных интересов
во власти за счёт присутствия в нём множества разных направлений и идеологий.
Родина современного парламентаризма – Англия.
Почему в принципе возникла необходимость в парламенте? Всему виной злоупотребления
монархии, которая веками строила государство, не оглядываясь на потребности
подданных. Но благополучная жизнь любого правителя во многом зависела именно от
благополучия окружающего его общества: обострение социально-политических
проблем не было на руку ни одному монарху. Зарождение современной парламентской системы
началось в 1215 году с Великой хартии вольностей – документа, обязавшего короля
Иоанна Безземельного вводить новые налоги только с согласия совета. Появление
парламента в первую очередь подразумевало сглаживание и регулирование отношений
между властью и обществом, а также представление интересов этого общества перед
монархом. Парламентская система больше не позволяла правителю принимать решения
самовольно – учитывать потребности и настроения социума стало обязательным
условием существования самого монарха.
Со временем парламент приобрёл законодательную
функцию и стал основным государственным органом во многих странах мира,
вытеснив монархическую форму правления, и, оставив ей лишь формальные
полномочия.
Казахстанский парламент
Сегодня в политической природе существуют однопалатные,
двухпалатные и многопалатные парламенты. В случае Казахстана мы говорим о двух
палатах: верхней и нижней.
Сенат – верхняя палата казахстанского
парламента. Её составляют по 2 депутата от каждой области и города республиканского
значения, ещё 15 депутатов назначает президент. Депутаты верхней палаты представляют
регионы страны и, соответственно, их интересы, однако выбирают их не жители
областей и городов, а депутаты их маслихатов – выборщики – члены тех партий, за
которые граждане голосуют на парламентских выборах.
Мажилис – нижняя палата казахстанского
парламента. В ней постоянно работают 107 депутатов: 9 – от Ассамблеи народа
Казахстана, 98 – от лица своих политических партий – тех, за которые и голосуют
казахстанцы на выборах в Мажилис. Сколько депутатов от партии пройдёт в нижнюю
палату, зависит от избирателей: чем больше процентов голосов получит партия,
тем больше кресел займут её представители в Мажилисе.
Законодательные инициативы рассматриваются в
нижней палате и лишь после этого переходят на одобрение в верхнюю, где документ
принимают или отклоняют. Одобренный законопроект отправляется на подпись к
президенту и становится законом, отклонённый – возвращается в Мажилис.
Сенат также уполномочен решать вопросы войны и мира, объявлять о республиканском референдуме, утверждать республиканский бюджет, устанавливать и отменять государственные налоги и сборы, решать вопросы административно-территориального устройства страны, ратифицировать международные договоры.
Мажилис же, кроме рассмотрения законопроектов,
объявляет импичмент – обвиняет президента в государственной измене, сообщает об
очередных президентских выборах, даёт согласие на назначение или отставку
премьер-министра.
Несмотря на то, что политически более важной
считается нижняя палата парламента, сама парламентская структура позволяет
учитывать интересы партий – через Мажилис – и интересы регионов – через Сенат. То
есть любой законодательный акт должен получить одобрение и от партий, и от
регионов страны.
Зачем мы голосуем?
Теоретически всё просто: граждане поддерживают
ту партию, чья предвыборная программа кажется им наиболее актуальной для
развития страны; партия, в свою очередь, проходит в Мажилис и в течение пяти
лет реализует свои обещания. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем
больше депутатских кресел она получает в Мажилисе.
Избиратели голосуют для того, чтобы
участвовать в управлении страной, заявлять о своих потребностях и проблемах,
выстраивать диалог с властью и показывать ей направление развития. Голоса
граждан – реплики общества в этом самом диалоге. Поддерживая идею и программу партии отметкой
в бюллетени, избиратели показывают, какой курс развития необходим стране с их
точки зрения.
Практически сложнее: скудное партийное
разнообразие, отсутствие заметных фактических различий в программах партий не
позволяет гражданам сделать искренний выбор.
Предстоящие выборы пройдут по
пропорционально-списочной системе. Избиратели будут голосовать не за отдельного
кандидата, а за партию. И, если она получит необходимые 7% поддержки граждан,
партийное руководство самостоятельно решит и выдвинет список тех, кто будет
представлять интересы партии в парламенте и маслихатах – местных
представительных органах. Такая система предполагает, что политические партии
имеют чёткую идеологию и неуклонно придерживаются её, а их избиратели уверены,
что после выборов предвыборные обещания партийцев обратятся в осязаемые
действия. В то же время беспартийные самовыдвиженцы остаются за бортом
политической жизни страны и не могут участвовать в её управлении.
Одна палата – хорошо, а две?
Систему двухпалатного парламента часто критикуют
за то, что она затрудняет проведение значимых политических реформ: верхняя
палата всегда может заблокировать законопроект и не выпустить его в жизнь. Но у
двух палат есть и сторонники: наличие верхней – контролирующей – палаты
помогает сдерживать нижнюю палату, предотвращая принятие законов,
поддерживающих интересы отдельных групп. Это особенно актуально в случае
заметного доминирования в нижней палате конкретной партии. На практике же на
эффективность функционирования парламента влияет отнюдь не количество его палат,
а уровень политических прав и свобод в государстве.