Джордж Маршалл: «Для скачка нужна инициатива людей»

8 сентября 2017 г. Общество, Проекты, Участие

30 августа в городе Алматы состоялся мастер-класс Джорджа Маршалла — основателя Climate Outreach, одного из лидеров всемирного движения по защите окружающей среды в сфере изменения климата. Он провел несколько дней в Алматы и рассказал МИСК, что ему запомнилось в нашем городе и культуре.

Геннадий Ипатов

На протяжении последних 30-ти лет Джордж работал на всех уровнях движения по защите окружающей среды, а также с разными экологическими проблемами. Много лет он сотрудничал со студентами-активистами в Великобритании, а также с местными сообществами острова Борнео в Папуа Новой Гвинее и Амазонии, защищающими свои леса от разрушения.

Фото: http://www.walesonline.co.uk/

— Какие социальные проблемы вы заметили в Казахстане?

— Я думаю, что ваша главная социальная проблема — создание очень богатого элитного класса. Господствующая могущественная элита поддерживает власть и сопротивляется переменам. В настоящее время все развивается быстро, люди чувствуют себя комфортно, но на следующем этапе развития рост закончится, и это будет сложно для тех, кто не богат сейчас.

У Казахстана есть политические проблемы. Мы знаем это. Но у вас также есть удивительные возможности. Вы — молодое государство, так что можете учиться на ошибках других и быть творческими. В Британии очень многое основано на традициях и старых способах, это часто не дает нам думать о новых путях.

Например, сегодня я был на выставке EXPO 2017, и у вас действительно есть возможность подумать о новых формах добычи энергии. Казахстан правда может стать лидером в регионе для перехода к зеленой экономике. Астана — новый город и может освоить новые формы урбанизации.

Вы обладаете удивительным культурным разнообразием, можете учиться друг у друга. У вас богатые природные ресурсы и низкая численность населения, поэтому есть возможность инвестировать и построить что-то действительно эффективное и грандиозное.

Однако, к сожалению, ваше правительство, похоже, не учится на ошибках других стран. Например, Астана: в ней те же крупные дороги и огромные многоквартирные дома, которые сделали другие современные города уродливыми и безуспешными. У вас есть коррупция и крупные различия между богатыми и бедными, что, я должен сказать, было катастрофой для других стран, обладающих большим объемом природных ресурсов, особенно нефти. Но, по крайней мере, есть реальный интерес к новым идеям и это правильное начало.

— Способен ли Казахстан на глобальный скачок в направлении зеленой экономики, на ваш взгляд?

— Да, без сомнений. Но, как мне кажется, это должна быть инициатива людей, а не правительства. Вы имеете уникальный территориальный потенциал, чтобы стать крупнейшим производителем электроэнергии за счет ВИЭ (возобновляемых источников энергии), но если люди не поймут ценность данной возможности, то правительство не сможет самостоятельно обеспечить этот качественный переход.

— Что вам больше всего понравилось и что расстроило в Казахстане?

— Мне очень понравились люди! Я удивлен, но в беседах они гораздо больше рассказывали о путях решения своих проблем. И люди, похоже, не так пассивны, как я думал.

Меня очень интересовала демократическая борьба в конце 80-х годов прошлого столетия, о которой в Казахстане знают все и хранят эту память. Это означает, что в вас большое стремление к справедливости и борьбе за демократию. И даже ваша столица – это очень смелый, крупный и удивительный проект. В этом чувствуется ваш дух.

Я не люблю глобализацию. Западные продукты и торговые марки повсюду. Переход в торговый центр в Астане точно такой же, как переход в торговый центр в Америке. Это неправильно, и я хотел бы, чтобы Казахстан имел свою собственную, полностью оригинальную культуру.

И мне не нравится плохая поп-музыка, которая постоянно играет повсюду!

— Что вы порекомендуете молодому человеку в Казахстане?

— Учить английский язык. Это самый ценный и безошибочный совет, который я могу дать молодому человеку. Ну а в целом я думаю, что люди должны стать организаторами мирного движения за перемены. Вероятно, в целях безопасности, это должно быть не радикальным политическим изменением, которое будет способствовать репрессиям, а скорее позитивным видением создания лучшей страны. С этим чувством уверенности новое поколение может приблизиться к позитивным переменам. Демократия не должна быть революцией — она может быть результатом реформы. В моем представлении изменение обычно связано с тем, что люди внутри системы и вне системы находят способы совместной работы.

Но отправной точкой должны быть люди, которые хотят менять ситуацию к лучшему и хотят работать вместе. Это означает, что они должны встречаться, иметь сильное чувство единения их самобытности, гордости и общины.

— Самое яркое впечатление от посещения Казахстана?

— Лошадь. Я читал перед поездкой, что для вашего народа это священное животное, но я и не подозревал, что вы употребляете мясо коня в пищу. Я был удивлен его вкусом. Обычно самое большое впечатление остается от того, что меняет мышление навсегда. Теперь я всегда буду смотреть на лошадь как на объект, который можно съесть (смеется).

Следите за нами в интернете