«Гранты – только бедным». Почему предложение члена НСОД вызывает столько вопросов

27 мая на третьем заседании Национального совета общественного доверия Президент объединения юридических лиц «Гражданский Альянс Казахстана» и глава AlmaU Асылбек Кожахметов предложил запретить выдавать государственные гранты на обучение детям из семей с высоким доходом. МИСК решил выяснить, насколько такое предложение уместно в казахстанских реалиях.


Текст: Зульфия Раисова, Анна Вильгельми


По данным МОН, в этом году экзамены предстоит сдать 604 345 студентам. При этом на 2020 учебный год казахстанским вузам выделили 53 тысячи грантов. Сейчас гранты присуждаются на конкурсной основе по конкретным группам образовательных программ, языковым отделениям и форме обучения. Учитываются баллы Единого национального тестирования и очередность групп образовательных программ.


В свою очередь Асылбек Кожахметов предлагает при распределении государственных грантов принимать во внимание не только успеваемость, но и социально-экономические факторы.


«Абитуриенты семей с высоким доходом не должны получать гранты. Предоставлять гранты нужно всем абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью, при наборе 50 баллов. Начиная с этого года, правительство (Великобритании прим. ред.) поручило университетам Кембридж и Оксфорд взять не менее 7% детей из бедных семей. Перестраивается весь мир. Нам нужно перенаправить эти госгранты на людей с низкими доходами, чтобы работал социальный лифт», заявил президент AlmaU.


Асылбек Кожахметов также предложил разделить программу повышения конкуренции вузов на три лиги, и классифицировать высшие учебные заведения не как государственные и частные, а как плохие и хорошие.


По мнению социолога Камилы Ковязиной, такое предложение необдумано и эмоционально, поскольку поступление в ВУЗ за счет государственного гранта не даст абитуриенту путевку в жизнь и не станет социальным лифтом.


«Да, я понимаю, с чем оно связано. Дети из семей с низким достатком, даже имея высокий интеллектуальный потенциал, не могут его реализовать в полной мере, потому что это требует помимо общеобразовательной программы еще и дополнительного обучения, репетитора. Подобные статьи расходов обычно не в приоритете в таких семьях. В итоге ребенок отстает от своих сверстников из семей с более высоким достатком», говорит Ковязина. Однако важен и вопрос справедливости:


«Какой посыл мы даем детям, когда говорим: ты слишком богат, чтобы получить то, ради чего ты столько учился, тратил свое время, решал сложные задачи, участвовал, возможно, в олимпиадах? Мы скажем, по сути, что меритократии в Казахстане нет. Я не сомневаюсь, что большинство родителей в таком случае предпочтет отправить своих детей за рубеж. А это уже грозит утечкой мозгов», замечает социолог.


Журналистка Ксения Воронина на своей странице в Facebook затронула и другую сторону вопроса:


«Это чистой воды дискриминация. Даже в очень богатых семьях могут быть проблемы во взаимоотношениях. И платное высшее образование повод для манипуляции. То есть, даже гипотетически, студент из такой семьи лишается возможности выбрать свой путь, поступить куда хочет. Но зато получает жизненный урок о том, что деньги решают всё.

С другой стороны, у нас есть 18-летние абитуриенты. Они уже совершеннолетние. А своего дохода у них нет. Стало быть, они автоматом попадают в категорию "бедных"?»

Важно отметить, что вопрос взаимоотношений с родителями важен не только в контексте выбора профессии, но и в контексте получения высшего образования вообще. В некоторых европейских странах получение студенческой помощи от государства действительно зависит от благосостояния родителей, однако речь идет не о гранте как таковом, а о стипендии, покрывающей материальные затраты на аренду, страховку, студенческий проездной и т.д. Например, такой подход применяют в Германии, однако было бы неверно переносить немецкий опыт на казахстанскую систему высшего образования хотя бы по той причине, что обучение в государственных университетах в Германии бесплатное для всех.

Кроме того, в Германии родители обязаны поддерживать своих детей материально как минимум до тех пор, пока дети не получат высшее образование или рабочую профессию. В случае, если доходов родителей для минимального содержания студента недостаточно, он(а) может претендовать на вышеупомянутую ежемесячную государственную стипендию. В Казахстане, где родительская поддержка законодательно закреплена лишь до совершеннолетия, а образование даже в государственных вузах многим не по карману, отмена стипендий на основе благосостояния родителей – спорное решение.


Схожего мнения придерживается и
Директор общественного фонда «Центра анализа общественных проблем» Меруерт Махмутова: по ее словам, введение подобной практики может развить коррупцию. Она также отмечает, что запрет на выдачу грантов состоятельным людям это нарушение конституционного права детей на образование.


«В предложении члена НСОД сформировать «первую лигу» вузов я вижу лоббирование интересов собственного вуза. Запрет давать гранты детям состоятельных родителей считаю нарушением конституционных прав этих детей.


Кого он подразумевает под состоятельными? Миллиардеров из списка Форбс? Так их дети и так не учатся в наших вузах и не претендуют на гранты. Если  отдать решение о том, кого считать состоятельным, на откуп комиссии, то там и коррупционная лазейка появится  ясно же, у кого больше шансов для подкупа. Если обратиться к исследованиям, то согласно KPMG 97% населения у нас имеют годовой доход менее $10 тысяч. Где здесь богатые?», спрашивает Махмутова.


Соучредитель Общественного Фонда «Крылья свободы» и правозащитник Роман Реймер отмечает, что в настоящее время мы вынуждены комментировать лишь заявление отдельного участника НСОД, а не концепцию, разработанную на государственном уровне и готовую для внедрения и имплементации в правовое поле страны.


«С точки зрения прав человека, право на образование относится к так называемым прогрессивным правам и содержится в Международном пакте об экономических социальных и культурных правах (МПЭСКП). В преамбуле к МПЭСКП говорится, что государство-участник пакта обязуются в индивидуальном порядке принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав. Таким образом, ставка делается на экономические возможности государства», подчеркивает правозащитник.


Говоря о высшем образовании, то п.п. с), п.2., ст. 13 МПЭСКП утверждает, что «высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования». Отсюда следует, что доступность и постепенный переход на бесплатное высшее образование является ключевым элементом международного стандарта.


Доцент ЕНУ им. Л.Н Гумилева Жаслан Нурбаев считает, что предложенную идею можно использовать как альтернативу или один из вариантов помощи социально уязвимым семьям. Он отмечает, что сельские квоты мало помогают выпускникам сельских школ. Тем не менее, по его словам, это временная мера по выравниванию той ситуации с неравенством, которую мы получили в результате движения в сторону элитизации образования.


«У такой меры будет много как сторонников, так и противников, а коррупция может свести ее к бесполезному действию. В долгосрочной перспективе необходимо бороться с неравенством в образовании: повышать качество в сельских школах и поддерживать слабые и уязвимые школы. Важна и необходима идея по льготному кредитованию: действительно нужно уменьшать ставки кредитования обучения. Тогда для выпускников это [получение высшего образования] не будет кабалой. Я сам учился в кредит в сложные 90-е годы. Считаю такие программы одним из действенных вариантов социального лифта», говорит Нурбаев.


Доцент считает, что деление вузов на плохие и хорошие – не лучшее предложение. Другой вопрос это деление вузов на лиги конкуренции по трем уровням: международный, национальный и региональный. По словам Нурбаева, такое деление в Казахстане уже имеется. Дело скорее в наделении вузов статусом нормативной и финансовой исключительности – что опять будет движением в строну элитизации образования.


Рекомендации экспертов


По мнению социолога Камилы Ковязиной, более важным является вопрос повышения качества школьного образования и сокращение разрыва между школами. По ее словам, детям из семей с низкими доходами нужно помогать в вопросе дополнительного образования оно должно быть бесплатным, причем начинать лучше еще с детских садов. В случае, если учитель замечает какие-то способности у ученика из семьи с низким доходом, школа должна предусмотреть возможность репетиторства за счет учебного заведения. Ведь сейчас, когда в школах финансирование станет подушевым, их привлекательность, а соответственно, и доход будет зависеть от них самих.


«Я считаю, работа на уровне среднего образования будет более полезна, чем предоставление гранта неготовому и не обладающему минимальными базовыми знаниями абитуриенту», говорит социолог.


Доцент ЕНУ Жаслан Нурбаев рекомендует МОН РК изменить парадигму: от элитизации перейти к равному, доступному и инклюзивному образованию. Он предлагает следующие шаги:


  • Уменьшить процентные ставки по кредитованию обучения;

  • Поддерживать слабые и уязвимые школы;

  • Предоставить реальную свободу и автономию вузам, обеспечить выборность ректоров, создать конкурентную среду внутри вуза и между вузами.


По мнению Директора общественного фонда «Центра анализа общественных проблем» Меруерт Махмутовой, чтобы обеспечить равный доступ к образованию, необходимо укреплять педагогическую и материальную базу детских садов и школ, особенно за пределами городов. При наличии хорошего школьного образования сельские дети смогут поступать в вузы самостоятельно. Махмутова отмечает важность правильного определения стратегических приоритетов образования и верного перераспределения ресурсов. Ведь пока казахстанские дети учатся в школах в три смены, о какой «первой лиге вузов, которым нужно развязать руки» может вообще идти речь?



Фото на превью: Cole Keister on Unsplash


Следите за нами в интернете