28 февраля Аналитическая группа «КИПР» собрала экспертов для обсуждения популярных «групп смерти» в социальных сетях.
Томирис Жолдасова
За последнее время в Казахстане и в ряде других постсоветских стран участились случаи детского суицида, которые официальные власти связывают с злоумышленной деятельностью таких групп, как «Синий кит», «Тихий дом», «Я в игре». По предполагаемым сценариям ребенок вступает в группы в соцсетях, где их вовлекают в игры с заданиями суицидального характера. Эти истории получили широкий общественных резонанс в СМИ, а государство приняло оперативные меры по блокировке некоторых пабликов, МВД начало расследования.
Некоторые специалисты в области медиа и маркетинга видят в этом политическую подоплеку: государство начало блокировать сайты с целью ограничить свободы граждан в социальных сетях.
«Эффективны ли меры государства по профилактике детского суицида», «Что толкает подрастающее поколение на подобные игры», «Что должны предпринимать другие члены нашего общества» – на эти темы дискутировали эксперты КИПР.
По мнению директора международного центра журналистики MediaNet Адиля Джалилова, государство ищет поводы ужесточить регулирование информационной среды – будь то подростковые суициды или экстремизм. Однако государство в итоге рискует повысить оффлайн-протестность, зажимая свободу слова в сети и мешая обществу «выпускать пар» в тех же социальных сетях. Чрезмерное регулирование, как известно, провоцирует рост правового нигилизма, поиск «обходных маневров», также радикализирует общество». Кроме того, считает Адиль Джалилов, именно социальные сети позволяют обществу и государству своевременно реагировать на проблемы, решать их.
«В случае с «Синим китом» и аналогами достаточно принимать точечные меры и использовать лучший зарубежный опыт: к примеру, британскую программу по повышению мотивации детей к чтению, финский опыт по реформированию образования, финский же опыт по снижению числа суицидов», – сказал Адиль Джалилов.
Президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров акцентировал внимание собравшихся на необходимости увеличения внимания к воспитательной части образования, в первую очередь, в школах. По мнению Нурова, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует психологическая грамотность: ребенок находится в постоянном смятении, не разбирается в том, что чувствует, на этой почве у него возникают психозы, которые могут принести вред не только самому ребенку, но и окружающим.
Научный сотрудник КИСИ Ирина Черных указала на отсутствие критического мышления у современной молодежи. Ирина привела пример России, где общественники создают паблики с похожими названиями, которые наполняют материалами контр-содержания. Также она заметила, что институт психологической помощи в Казахстане слабо развит, а услуги специалистов-психологов дорогие, поэтому проблема часто переходит из области деятельности частных психологов педагогам государственных школ. В свою очередь, педагоги могли бы поднимать этот актуальный вопрос на курсе самопознания, который на сегодняшний день обязан содержат в себе блоки «развитие критического мышления» и «информационная гигиена».
Сотрудник Кластерного Бюро ЮНЕСКО Гаухар Балгарина также заявила, что младшее поколение нужно учить правильно понимать информацию. С этой целью ЮНЕСКО уже создали пособие для педагогов по медийной и информационной грамотности, которое находится в свободном доступе на сайте организации.
Аружан Саин, общественный деятель и руководитель фонда «Добровольное общество милосердия», обратила внимание коллег на беспризорное состояние детей. Бесконтрольный доступ в интернет – корень проблемы. Немаловажную роль здесь играет детская незанятость – причиной, которой является отсутствие организованного досуга и инфраструктуры для разностороннего развития подрастающего поколения. «Весь бюджет Министерства культуры и образования должен реализовываться при строительстве творческих центров, спортивных школ, площадок, где молодежь могла бы выражать свое мнение. Также необходимо задуматься о создании качественного человеческого капитала, которые на профессиональном уровне могли бы помогать детям занять свободное время. Речь идет о педагогах и тренерах», - отметила Аружан.
Журналист Юрий Дорохов предложил властям больше поддерживать некоммерческие организации, создавая налоговые преференции для них.
«Лучше всех социализировать детей смогут именно энтузиасты, государству стоит брать это на заметку», – сказал Дорохов.
Политолог Даурен Сакенулы призвал не заниматься подменой понятий. По его мнению, категорически нельзя заниматься блокировкой социальных сетей. Аргументировал он это тем, что дети – равные члены общества, которые тоже имеют право на свободное выражение своего мнения в Интернете. Он отметил, что государство занимается неправильным лоббированием вопроса, и стоит задуматься – с какой целью оно идет путем запретов: для того, чтобы защитить нравственность и здоровье своих граждан или для защиты интересов определенных политических групп. По мнению политолога, нецелесообразно тратить бюджет на тех, кто получает негатив в сети, когда никто не борется с теми, кто распространяет этот негатив.
«Ограничения не должны ставить под угрозу право», – резюмировал свое выступление Сакенулы.
В заключении встречи эксперты согласились, что действия государства неоправданны, а решение проблемы, в первую очередь, требует серьезных изменений в системе национального образования и повышения информационно-правовой и психологической грамотности подростков.