Причесанный законопроект

12 февраля 2022 г. Молодежь

8 февраля состоялась презентация поправок в Закон «О молодежной политике». Депутаты и члены рабочей группы единогласно заявили, что законопроект выглядит сырым и формальным. 


Что за поправки? 


Законопроект разработало в 2021 году Министерство информации и общественного развития. Руководителем рабочей группы по его рассмотрению в Мажилисе стал депутат 7-го созыва партии «Нур Отан» Елнур Бейсенбаев.


На презентации рабочая группа предстала в количестве 81 человека, среди которых:


депутаты Мажилиса Вера Ким, Гани Хамзин, Ирина Смирнова, Гулдара Нурумова, Юлия Кучинская, Мади Ахметов; 


представители партий – член Координационного совета Молодежного крыла ОСДП Максут Насибулов, председатель молодежного крыла «Zhas Otan» Нуржан Жетписбаев; 


представители Правительства: председатель Комитета по делам молодежи и семьи Министерства информации и общественного развития Шахмардан Байманов, директор научно-исследовательского центра «Молодежь» Аян Сакошев, заместитель директора научно-исследовательского центра «Молодежь» Элина Паули, 


представители молодежных организаций: эксперт МИСК в области исследований Айгуль Беймишева, руководитель Попечительского совета МИСК Ирина Медникова, исполнительный директор МИСК Василина Атоянц, исполнительный директор «Конгресс молодежи Казахстана» Тохтар Болысов. Нужно отметить, что из независимых молодежных организаций присутствовал только МИСК.


Презентовал законопроект Александр Данилов, вице-министр информации и общественного развития. Александр начинал работать в молодежной политике, возглавляя общественное объединение в Караганде "Лига молодых "Ансар". В 2010 году организация выступила со-организатором молодежной [не] конференции ZhasCamp, участники которой тогда обсуждали поправки в Закон о государственной молодёжной политике и в коалиции подготовили несколько десятков предложений в него.


ZhasCamp, 2010, на фото Александр Данилов 

Александр Данилов, отвечая на вопрос МИСК о том, почему поправки в закон нужны именно сейчас, пояснил, что это обусловлено поручением главы государства внести изменения в Закон «О молодежной политике» после завершения Года молодежи в 2019 году. 


«После этого началась работа в правительстве –  подготовлен ряд предложений, была разработана концепция, проведены обсуждения с гражданским и экспертным сообществом. 15 августа 2020 года межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности при Министерстве юстиции одобрила концепцию. В октябре 2021 года законопроект был внесен на рассмотрение в правительство РК. После одобрения правительством в декабре 2021 года внесен в Мажилис Парламента РК, который 5 января 2022 года принял в работу данный законопроект. Теперь в течение 2022 года он будет обсуждаться в стенах парламента с участием экспертов и гражданского общества», – отметил Данилов. 


По его словам, сейчас гражданское общество может принять участие в рабочей группе для обсуждения текущей ситуации, а также начать работу по рассмотрению возможности более глубоких изменений в законопроект, проводя необходимые исследования и внося собственные предложения: «Позиция МИОР в этом вопросе – поддерживать данные инициативы, организовывать открытые дискуссии, особенно с привлечением экспертов и общественности в регионах, также работать над улучшением собственных подходов. Поэтому мы будем проводить работу по приглашению на наши будущие площадки как можно большего числа неравнодушных молодых людей и активистов, активно применяя лучшие практики в собственной работе».


Какова позиция МИСК?


МИСК вошел в состав рабочей группы Мажилиса и считает, что сейчас самое лучшее, что можно сделать с законопроектом – это приостановить его и взять этот год на исследование проблем молодых людей, учитывая то, что в январских протестах участвовало большое количество молодежи. Этот год должен быть временем осознания, признания ошибок прошлых 30 лет и адаптации молодежной политики под решение проблем молодежи. 


Законопроект был разработан в 2021 году и после январских протестов 2022 года невозможно рассматривать тот же текст проекта, что был разработан до этих событий.


В 2014 году, во время принятия последних поправок в Закон, МИСК предлагал новую концепцию управления молодежной политикой, а также введение льготного кредитования молодежи жильем с экономическим обоснованием этого предложения. К сожалению, Министерство финансов отклонило предложение о льготном кредитовании, а разработчик – предложенную концепцию.


Тогда из 43 предложений МИСК в закон по существу было учтено только одно: в цели закона появилось участие молодежи в процессах принятия решений.


 1. Целью государственной молодежной политики является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, участия в процессе принятия решений, успешной социализации и направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны.


Какие это будут поправки?


«Законопроект предусматривает 28 поправок в нормативные правовые акты (НПА), в том числе в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, а также Закон о государственной молодежной политике. В целом эти концептуальные подходы обсуждались в 2021 году в 17 регионах, где проходили общественные слушания с участием сотрудников молодежных ресурсных центров, представителей региональных молодежных организаций, комитетов по делам молодежи при вузах и колледжах», – рассказал вице-министр информации и общественного развития Александр Данилов.


По его словам, основными пунктами обсуждения стали порядок условий деятельности молодежных трудовых отрядов, законодательное закрепление таких терминов как «молодежь категории NEET (молодежь, которая в силу различных обстоятельств не работает и не учится), «специалист по работе с молодежью» (сотрудники молодежных ресурсных центров), законодательное закрепление Индекса развития молодежи.  


«Глобальный индекс развития молодежи входит в стратегический анализ и процесс реализации молодежной политики в ряде стран. Индекс развития молодежи дает анализ уровня развития молодежи по семи направлениям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг и безопасность», – сказал Александр Данилов.  


Действительно ли это то, что нужно?


Депутат Юлия Кучинская обратила внимание на то, что январские события в Казахстане показали огромную проблему в адаптации молодежи, в том числе сельской, в городах страны, выявила вопросы ее социализации.  


«Насколько я помню, молодежные ресурсные центры в свое время создавались именно как центры по адаптации и социализации молодых людей, по оказанию им поддержки и помощи. Когда мы выезжали в регионы, оказывалось, что МРЦ – это просто массовка. Эту ситуацию надо менять. Необходимо четко определить источники финансирования Центров, их форму собственности. Молодежные ресурсные центры в некоторых районах остаются «придатком» акимата с мизерной зарплатой и с огромной текучестью кадров», – сказала Кучинская.


Директор научно-исследовательского центра «Молодежь» Аян Сакошев сообщил, что по итогам исследований, все государственные программы, которые делаются для молодежи, охватывают только 2%.  


«При этом молодежи безработной у нас 4%, молодежь категории  NEET – около 7%. У нас также есть самозанятая молодежь (15-20%). Надо увеличивать государственные программы для молодежи. Необходимо четко определить их аудиторию», – выступил Аян Сакошев. 


Депутат Мади Ахметов признался, что ему непонятно, каков предельный возраст молодежи. Он вспомнил, что президент поручил поднять возраст молодежи с 29 лет до 35 лет, но ”сегодня по этому вопросу так и нет определенной позиции”.


Председатель молодежного крыла «Zhas Otan» Нуржан Жетписбаев отметил, что поправки в законопроекте абсолютно формальны.  


«Очень сильно волнует молодежь категории NEET. Последние события показали проблему в реализации государственной молодежной политики и в целом политики труда и занятости РК. Считаю что в каждой статье, где вы определяете полномочия местных исполнительных органов, нужны конкретные меры. Мы видим, что на самом деле молодежь категории NEET сегодня представляет большую национальную угрозу и в социально-экономическом плане и в плане человеческого капитала, – сказал он. – При этом статья в данном законопроекте не дает возможности полноценно работать с людьми, которые уже перестали искать работу».


Депутат маслихата города Нур-Султан Бакдаулет Жандильдаев обратил внимание, что в сегодняшнем законопроекте отсутствуют пункты, которые бы говорили о защите прав студентов. 


«У студентов много проблем. Хочу, чтобы на это обратили внимание, хотя это вопрос  больше к Министерству образования РК», – сказал Бакдаулет Жандильдаев.


Интересно что депутат маслихата Жамбылской области Уалихан Болатбек не преминул уточнить: «Когда  в рамках Закона мы урегулируем работу социальных сетей, которые так популярны среди молодежи? Вопрос больше к Министерству информации и развития РК». Что он понимает под урегулированием?


ОСДП предложили вместо урегулирования мониторить запросы.


«Молодежь не может сама прийти в парламент и высказать свои требования и предложения. Все эти требования только в интернете есть. Мы должны эту информацию не у НПО и МРЦ брать, а у самой молодежи из интернета, – уверен Максут Насибулов, член Координационного совета Молодежного крыла ОСДП. – Прямо сейчас мы не готовы напрямую работать с молодежью. Поэтому мы должны из социальных сетей искать и находить у нее то, что ей нужно, что она хочет. Нужно с этого начинать. Никто и не слушает молодежь».


Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Ирина Смирнова сказала, что он «никаким образом не изменяет жизнь молодых людей, не отвечает запросам молодежи».  


«Запросы молодых людей мы увидели недавно. Это повышение  заработной платы, улучшение условий жизни, доступ к образованию и досугу. Ничего  в этом законопроекте нет – причесанный, никчемный законопроект, который, на мой взгляд, вообще принимать не надо. Он ничего не решает, декларативный, пустой. Он не нужен в таком виде, в котором он представлен», – выступила Ирина Смирнова.


По ее словам, молодежные ресурсные центры нужно отдать в независимую среду, в неправительственные  организации. 


Между тем, исполнительный директор «Конгресс молодежи Казахстана» Тохтар Болысов, как и Ирина Смирнова, считает, что Законопроект «не отражает зов и требования молодежи». 


«Сегодня государственная молодежная политика не выполняет те роли, которые она должна выполнять. Я не хочу обвинять только Министерство информации и общественного развития. Государственная молодежная политика затрагивает все министерства, правительство и все акиматы. Я на практике знаю, что государственной молодежной политикой занимается так глубоко только МИОР, остальные министерства и акиматы, к сожалению, относится к ней по остаточному принципу, - сказал Тохтар Болысов. – Думаю, что в данном законе нужно предусмотреть ответственность за реализацию ГМП в каждом государственном органе. Кроме того, поддерживаю вопрос о поднятии статуса МРЦ, заработной платы. Очень часто выезжаю в регионы и встречаюсь с молодежью и представители молодежных ресурсных центров говорят лишь одно – текучесть в районных МРЦ более 50%». 


Он предложил дать месяц на то, чтобы обсудить предложения не только с активистами и общественными организациями, но и с простой молодежью. 


Вице-министр информации и общественного развития Александр Данилов, резюмируя выступления членов рабочей группы, сказал, что «каждое слово, которое сегодня прозвучало, было разумным». 


«Давайте вместе сделаем так, чтобы этот закон наполнился максимально тем контентом, который ожидает общество. МИОР, как разработчик, готово все силы приложить и работать над Законом», – подытожил Александр Данилов.

Следите за нами в интернете