Летом каждого года выпускники школ и колледжей, которые не сдали ЕНТ в прошлом году, для поступления в вуз сдают комплексное тестирование абитуриентов (КТА). Каковы преимущества и недостатки КТА, расскажут специалисты и сами студенты.
Дана Хисимова, Виктория Русакова, Гулахча Акриева
Если ЕНТ сдают выпускники школ текущего года, то в комплексном тестировании принимают участие выпускники прошлого года, количество баллов которых оказалось не достаточным для поступления в вузы страны. Минимальный проходной балл по 4 предметам составляет не менее 50 баллов из 100 возможных, а по специальности «Общая медицина» – 65.
Комплексное тестирование в этом году проведут с 17 по 23 июля.
В 2014 году 84 496 абитуриентов участвовало в комплексном тестировании. Пороговый уровень не смогли преодолеть 56 017 человек, тем самым лишившись своей последней возможности получить высшее образование.
«В колледже я хотела поступить на финансы, но поступила на экономиста-бухгалтера. В университете мечта сбылась, и сейчас я учусь на финансиста, – говорит Бахыт Баймендина, студентка университета «Туран». – По окончании хочу пойти работать в банк. Большинство окружающих меня студентов попали на первоначально выбранную специальность. Но есть и те, кто перевелся с одной специальности на другую».
По мнению Бахыт, 60 процентов студентов учатся ради корочки, остальные 40 процентов – это ребята, жаждущие знаний. Если была бы возможность изменить форму сдачи экзамена КТА, девушка предпочла бы устное собеседование в выбранном вузе.
«Я планировала учиться на маркетолога, и на маркетолога поступила. По окончанию раздумываю – получить магистра и преподавать маркетинг в колледжах и институтах, либо устроиться в крупную компанию в отдел рекламы, либо отдел работы с клиентами», – делится своими планами Юлия Дмитриева, студентка МАБ и выпускница одноименного колледжа.
По ее мнению, не все студенты попали на желаемые специальности при поступлении в вуз: кого-то изменить свой выбор заставили родители, кто-то поступил на смежную специальность, потому что не собралась группа, а некоторые решили попробовать себя в чем-то другом.
«В конечном итоге, абсолютно все учатся ради корочки, – говорит Юлия. – Просто некоторые от процесса обучения еще и удовольствие получают, но таких единицы. Думаю, это связано с системой образования и образом жизни в целом. Идея КТА, может, и не совсем безнадежна, но исполнение, конечно, бездарное. Всё так же, как и в случае с ЕНТ».
Студентка считает КТА не эффективным методом оценки знаний.
«В колледжах вся база информации, которая попадает в тесты, проходится ребятами на первом курсе. Все последующие 2-3 года изучаются исключительно профильные дисциплины. Конечно, за это время студенты напрочь забывают об интегралах, дифференциалах и так далее. А ведь в КТА будут именно эти вопросы. Именно по математике в год моего поступления все набирали самый низкий балл, – рассказывает она. – Подготовка к КТА, все эти курсы, – сплошной идиотизм. Моя подруга, не глупая девочка, заплатила 100 тысяч, год ходила на курсы и в итоге не сдала КТА, просто потому, что вопросы были совершенно другие. Ведь методики подготовки тоже нет – студенты бесконечно решают разные варианты тестов с определенной базой вопросов. Все вопросы и ответы на них заучивают. А в итоге попадается совсем другое. С той же математикой - вместо того, чтобы понять алгоритм решения, мы решаем конкретные примеры и задачи...»
«Я не считаю эффективным способом проверку знаний через КТА, каким он сейчас является, – высказывает похожее мнение и Улан Джунусов, студент МУИТ, выпускник Центрально-Азиатского Технико-Экономического колледжа. – Его просто «слямзили» с ЕНТ, а выпускники колледжа за три года не проходили школьную программу, и все забыли. У них в это время проходит государственное тестирование и подготовка дипломной работы».
«Готовиться к КТА и писать диплом одновременно сложно, а после сдачи остаётся не так много времени на подготовку к тестам по предметам, которые не изучались минимум два года», – подтверждает Татьяна Кошелева, выпускница Алматинского колледжа строительства и менеджмента (АКСиМ).
Именно неготовность по школьной программе не позволяет многим абитуриентам сдать КТА с первого раза. Им приходится ждать еще один год, а пока учить правила пунктуации и годы жизни Чингисхана, даже если будущая специальность – программист. Нехватка времени – основная трудность.
«Систему зацикливания на компьютерном тестировании я считаю однобокой и архаичной. И в принципе считаю ее уходом от реальных проблем в образовании и в обществе, – комментирует Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау». – Если проблема в предубеждении к «человеческому фактору» – поднимите социальный статус педагога: повысьте оплату труда и введите систему льгот, а также повысьте требования к этой профессии. Пока же выход вижу, во-первых, в усилении общественного контроля за ходом процедур тестирования. И, во-вторых, в совмещении ЕНТ и КТА с написанием эссе и комплексной оценкой на выходе».
Фото: Tengrinews