8 июля на сайте «Открытые НПА» Минюст опубликовал законопроект с поправками в закон «О выборах в РК». Поправки ограничат возможность независимых НПО наблюдать на выборах. 25 июля независимые наблюдатели рассказали, как относятся к законопроекту и чем грозят нововведения.
Аружан Капарова
Поправки дискриминируют общественные организации
Законопроект предлагает ввести аккредитацию общественных организаций, в уставной деятельности которых прописано право на наблюдение на выборах. Аккредитацию будет проводить ЦИК, а основанием для отказа в аккредитации может послужить финансирование иностранными организациями.
Роман Реймер, правозащитник и соучредитель ОФ «Еркіндік қанаты» отметил три поправки в законопроекте: «Первое, вводится понятие “запрет на иностранное вмешательство в выборный процесс”. Второе, подтверждается законодательный запрет на проведение фото и видеофиксации на избирательном участке в день голосования, связанный со статьей 145 Гражданского кодекса РК. И третье, расширяются полномочия Центральных избирательных комиссий и соответствующих Территориальных избирательных комиссий».
По мнению Романа Реймера, предлагаемые поправки вводят аккредитацию исключительно для общественных организаций без объективных причин. Так, законопроект создает дополнительные барьеры для общественных организаций и дискриминирует их.
Гражданский активист Галымжан Оразымбет отметил противоречивость норм в законопроекте. Согласно законопроекту, мы сможем просмотреть всю информацию о финансировании общественных организаций, что раскрывает их банковскую тайну. При этом мы не обязаны знать детали о расходах ЦИК и ТИК на бюллетени, организацию и проведение выборов.
Кроме того, в действующем законодательстве уже прописаны нормы, которые запрещают вмешательство в избирательный процесс. Павел Лобачев, президент ОО «Эхо» рассказывает: «За все время сколько мы ведем наблюдение, начиная с 1999 года, я не смог вспомнить ни одного скандала, который был бы связан с иностранным вмешательством в выборы РК. Поправки в закон – это не попытка предотвратить вмешательство в выборный процесс, а попытка не дать возможность наблюдателям предотвращать нарушения».
По стопам России?
Президент ОФ «Гражданская экспертиза» Данил Бектурганов опасается, что ограничив деятельность НПО в зависимости от иностранного финансирования, Казахстан рискует повторить опыт России с институтом иностранных агентов.
«В России тоже есть закон об иностранных агентах, начинался с сущей ерунды. Была запрещена какая-то одна деятельность с иностранным финансированием. До какого позора они дошли сейчас, вы можете видеть в новостных лентах, Телеграм-каналах и так далее… Я почти уверен, что как только будет внесен запрет в законодательство о выборах, любая другая деятельность НПО, которая получает иностранное финансирование, может оказаться под угрозой», — комментирует политолог.
Как государство начало ограничивать наблюдателей
Ограничение наблюдателей — не новая практика в Казахстане.
Павел Лобачев рассказывает, как в 2007 году государство приняло поправки, которые ограничили права наблюдателей: «Почему-то для местных наблюдателей и масс-медиа пропали возможность наблюдения на всех стадиях избирательного процесса. Второе, получать любую информацию о выборном процессе. Третье, [в законе от 2004 года] было написано, что никто не может ограничивать предоставляемые законом права наблюдателей и масс-медиа. Эта норма тоже почему-то пропала из закона».
Ирина Медникова, глава попечительского совета ОФ «Молодежная информационная служба Казахстана» считает, что массовый интерес к наблюдению во время президентских выборов в 2019 году насторожили государство. Так, государство начало активно ограничивать наблюдателей через ЦИК во время парламентских выборов 2021 года. Тогда государство впервые упомянуло о необходимости прописать наблюдение в уставной деятельности организаций.
«Тогда из 230 наших наблюдателей на участки вошли всего 110 из-за давления и внезапных отказов, а 15 человек не были допущены из-за проблем с документами и нехватки мест на участках. 7 правозащитных организаций столкнулись с необоснованными налоговыми проверками на предмет иностранного финансирования. И это была одна из тактик государства по отвлечению внимания правозащитников от процесса выборов», — рассказывает Ирина Медникова.
Зачем нужны независимые наблюдатели?
«Организация независимой проверки правильности и законности выборов и дня голосования необходима для того, чтобы у каждого конкретного избирателя, гражданина РК, не возникло никаких сомнений в неприкосновенности бюллетеней, а также правильности подсчета голосов и всей выборный механики. Наблюдатели не борются за власть, у них нет цели повлиять на результат. У наблюдателей только одна задача – чтобы та механика процесса, которая прописана в законодательстве, исполнялась чётко и конкретно. Наблюдатели не являются политическими партиями, не являются СМИ. Но тем не менее наше государство именно сейчас полагает, что самый страшный враг для него – это независимые наблюдатели, которые получают какое-то любое иностранное финансирование, что очень странно», – комментирует Роман Реймер.
«Независимые» государственные наблюдатели
Как рассказывает Ирина Медникова, с 2019 года государство начало развивать сети «независимых» наблюдателей. На сегодняшний день в Казахстане работают более двух десятков организаций, которые аффилированы с государством, как, например, «Центр непартийного наблюдения».
По ее словам, международное финансирование – это возможность для наблюдателей быть независимыми от государства. Из-за дискриминационного критерия о финансировании МИСК и другие участники переживают, что «могут остаться на пороге, за которым останутся наблюдать только государственные организации».
Что делать, если примут законопроект?
Общественные организации, работающие за счет международного финансирования, рассматривают возможность краудфандинга и обращения к казахстанскому бизнесу.
Гражданские активисты уже начали выражать позицию против законопроекта. Так, 24 июля Данияр Супиев вышел на одиночный пикет в Алматы с плакатом «Наблюдатель меняет систему». ОО «Независимые Наблюдатели» заявили о планах провести митинги в сентябре, когда законопроект поступит на рассмотрение в Мажилис. Также общественные организации планируют вступить в рабочую группу по рассмотрению проекта поправок и объяснять их опасность парламентским фракциям.