В наше время подрастающее поколение проявляет большой интерес к информационным технологиям, технике, Интернету — пользоваться компьютером дети порой начинают раньше, чем учатся говорить.Четверо молодых людей из Алматы решили посодействовать малышам в их стремлении познавать новое и создали проект «Lovetocode».
Виктория Русакова
— Когда появилась идея создания проекта «
Дина Мукашева, Алена Ткаченко, Акерке Балгабекова
Акерке Балгабекова: Идея зародилась осенью 2014 года. Она принадлежит моему мужу, Елдосу Балгабекову. Он собрал нас, рассказал о том, что хочет создать подобный проект, мы тоже загорелись этой целью и стали работать. Сейчас он временно находится в Сан-Франциско, учится, набирается опыта, чтобы потом передать его нам и нашим ученикам.
Алена Ткаченко: Мы выбрали такую сферу, потому что понимаем: Казахстан — сырьевая страна, крупное производство здесь не очень эффективно, здесь требуется другой подход. IT — это направление, которое имеет высокую добавленную стоимость. При этом оно очень востребовано: навыки IT в наше время так же важны, как, допустим, навыки письма в XIX веке.
Акерке: Например, когда я училась в школе, я не знала, что такое программирование. Потом поступила в университет на программиста, начинала учить все с нуля. Поэтому я понимаю, что наша деятельность будет полезна для детей. Они в очень раннем возрасте познакомятся с программированием, и если кто-то из них в будущем выберет профессию, связанную с IT, это уже будет для него чем-то знакомым, не вызовет страха.
Дина Мукашева: Нам интересно показывать, что программирование — это не сложно, это может быть легко и интересно. Мы рады, когда дети включают воображение, у них появляется своеобразный азарт.
— Как вы пришли в сферу IT, чем занимались до «Lovetocode»?
Алена: Я не программист, работала в маркетинговой сфере в разных странах и компаниях. В «Lovetocode» я тоже занимаюсь маркетинговой частью.
Акерке: Я училась на программиста в Канаде. Сейчас помимо работы с детьми занимаюсь бизнес-аналитикой.
Дина: Окончила энергоинститут в Алматы, потом училась в Лондоне по смежной специальности. Как и Акерке работаю в аналитической среде.
— С детьми какого возраста вы работаете?
Алена: Основная аудитория — 8-12 лет. На самом деле, мы занимались даже с детьми от шести лет. Они тоже воспринимают информацию в игровой форме. Конечно, с ними нужно отдельно сидеть, заниматься. Детям нужно очень много внимания, нужна особая программа. Но были и ребята возраста 13-15 лет. Scratch — язык программирования, на котором ведется обучение в lovetocode, считается детским, простым. Я, как уже говорила, не программист, в отличие от коллег, и сама порой начинаю в нем разбираться, копаться. Этот язык рекомендуется как базовый, чтобы потом перейти ко взрослому программированию.
— Чем занимаются дети на занятиях?
Акерке: Обучение проходит поэтапно. Ребята могут делать мультики, игры, анимацию, какие-то истории, программы типа калькулятор. В процессе разработки игр, конечно, учить детей эффективнее всего, т.к. любой ребенок любит играть.
Дина: Я занималась с группой, которая очень любила создавать анимации и, можно сказать, специализировалась на этом. Каждое занятие они придумывали разные истории и на их основе творили собственные анимации. В принципе, любой может найти себе занятие по душе.
— Сколько в среднем человек в группе?
Алена: Человек пять-шесть. Мы стараемся не делать больших групп, чтобы достаточно внимания уделялось каждому. Правда сейчас появилась мысль все-таки расширять коллективы — решили попробовать поработать по pare-программе, когда ребята должны работать в паре. Таким образом развиваются социальные навыки, и дети эффективнее воспринимают материал. Для нас это новая методика.
— Родители не изъявляли желания заняться программированием после того, как видели прогресс детей?
Акерке: Были юмористы, которые говорили: лучше вы меня научите, чем детей, они все равно ничем не занимаются, а мне пригодится.
Дина: Программирование действительно легко может увлечь и взрослого. Я часто, когда готовлюсь к уроку, отхожу от темы, сама сижу, что-то новое пишу, выдумываю.
— Существуют ли аналоги проекта в мире, в Казахстане?
Алена: Для нашей страны мы уникальный проект, нет никого, кто был бы на нас похож. Есть ряд организаций, которые учат программированию, мы же стараемся не просто научить ребят кодить, но и дать им навыки работы в коллективе, какие-то базовые умения, которые им понадобятся при социализации. В мире аналоги проекта, конечно, существуют. Есть компании, с которых мы, можно сказать, берем пример. В Великобритании существует проект «Codeacademy», «Code.org» в США, в России — хороший проект «Кодабра».
— Существует стереотип, что IT – не женская сфера, вы сталкивались с подобными заявлениями? Как бороться с этим?
Акерке: Конечно, сталкивались. Можно часто среди родителей встретить такое отношение. Например, они считают, что для их восьмилетней дочери нет необходимости уметь программировать. Но есть примеры, когда 11-12 –летние девочки очень хорошо кодят. Девочки, мне кажется, даже усидчивее, старательнее, внимательнее. Стереотип будет, нужно просто относиться к этому спокойно, несмотря ни на что становиться тем, кем ты хочешь.
Дина: Девочки могут добиться успеха, и на поприще IT тоже. У меня в группе была девочка, которая очень любила решать проблемы самостоятельно. Я пыталась ей помочь, но она меня не подпускала, говорила: я сама. И действительно сама находила какие-то неожиданные пути решения.
Алена: И все-таки мало девочек пока посещает наши занятия. Хотя сейчас эта тема популярна, Гугл делает много проектов, направленных на обучение в сфере IT именно девочек. Во многом наша ментальность мешает, конечно.
— Вы считаете свой проект коммерческим, или же его можно отнести к категории «социальное предпринимательство»?
Алена: Мы получаем прибыль, но она нужна не для того, чтобы купить преподавателям новые машины или съездить на море. Деньги необходимы, чтобы мы могли и дальше эффективно работать, разрабатывать программу, развивать проект. Наши доходы направлены на развитие проекта, они нужны, чтобы проект жил и развивался. Мы поняли, что превыше коммерческой составляющей стоит, конечно же, эффективность нашей деятельности. Мы хотим научить детей азам программирования. В целом, у нас есть планы по созданию социальных бизнес-проектов и, я думаю, если мы встретимся с вами ближе к осени, это будет уже более подтвержденная информация