Аружан Капарова, Марсель Шамшаев
О январских событиях
Токаев заявил, что произошедшее — результат действий некоторых известных личностей, «целью которой было смещение высшего руководства, его дискредитация в глазах народа и зарубежной общественности».
«По сути это было огромное испытание для наших госорганов. Однако их злой умысел не был осуществлен. Я всегда говорил, что буду до конца со своим народом. Как говорили наши предки «іштен шыққан жау жаман». Среди них были известные личности. Были руководители военных и спецорганов. Даже взяли под контроль связь. Использовали все действия, чтобы дестабилизировать ситуацию, — сказал Касым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат парламента. — Имела место масштабная, детально сработанная операция».На сегодняшний день следствие продолжается в интенсивном темпе и в режиме секретности, заявил Токаев.
В результате январской трагедии было задержано около 2000 человек. Он также отметил, что совершившие серьезные преступления в полной мере ответят перед законом.
«Тогда мною было дано указание Генеральной прокуратуре установить степень их вины и в случае отсутствия отягчающих обстоятельств смягчить наказание задержанным. В результате многие граждане были освобождены. При этом лица, совершившие серьезные преступления, в полной мере ответят перед законом. Поступить по-другому, пойти навстречу крикунам, провокаторам, популистам — значит предать память невинно погибших», — заявил Токаев в начале своего послания.
Он также признал, что некоторые сотрудники правоохранительных органов применяли пытки в отношении задержанных, подчеркнув, что это неприемлемо: «Мы признали факты, когда сотрудники правоохранительных органов применяли к задержанным запрещенные методы дознания и даже пытки. Такие варварские проявления средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества».
О митингах
Закон «О мирных собраниях» также прокомментировал. По словам президента, «определенные группы провокационно настроенных активистов считают возможным, и даже нужным нарушать закон «О мирных собраниях», назвав его «демократическим по своей сути: «Заявляю, что больше послаблений не будет. Данный закон, равно как и другие законы, должен неукоснительно соблюдаться. За подобную вольницу и безответственность наши законопослушные граждане уже заплатили слишком высокую цену. Закон един для всех — как для людей, облеченных властью, так и для общественников».
Токаев считает, что митинги «по каждому поводу» дискредитируют нас в глазах мирового сообщества:
«Мы должны сберечь наше главное достояние независимость, упрочить основы национальной идентичности, сосредоточиться на трансформации страны. Это наш священный долг перед будущими поколениями.
Сейчас не время возводить политические баррикады, по каждому поводу устраивать митинги, настаивать на сомнительных решениях, выдвигать безапелляционные требования, кидаться на исполняющих свой долг полицейских. Все это дискредитирует наш народ в глазах мирового сообщества. События трагического января уже нанесли серьезный урон репутации нашей страны. Это надо признать».
О реформах и роли президента
По его словам, после января многие считали, что произойдет откат, а власть начнет закручивать гайки и снизит темпы модернизации.
«Но мы не свернем с намеченного пути, а, напротив, ускорим системные преобразования во всех сферах жизни. (...) Я твердо убежден, что нашей стране все же нужны кардинальные реформы. В противном случае — застой. Его разрушительные последствия мы видели из недавней советской истории. Да и январские события в некоторой степени стали следствием отечественного застоя».
Токаев заявил об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к «президентской республике с сильным парламентом», отметив, что «сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно»:
«Нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь, прежде всего, идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны…
Предлагаю законодательно оформить обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий».
Также председатели и члены ЦИК, члены счетного комитета и конституционного совета должны выйти из партий. Нужно законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партий. Такие решения позволят сформировать многополюсную партийную систему.
Для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе.
О парламенте
Нижняя палата парламента должна отражать весь электоральный ландшафт страны без предоставления кому-либо искусственных преференций:
«Мы упраздним квоту в Ассамблее народа Казахстана в Мажилисе, что, на мой взгляд, правильно и с политической, и с юридической точек зрения. Эта квота переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Как говорится, лучше меньше, да лучше».
Кроме того право принимать законы будет закреплено за Мажилисом, а не Сенатом. Верхняя палата будет уполномочена одобрять или не одобрять принятые нижней палатой законы.
Им было предложено внедрить пропорционально-мажоритарную модель в Мажилисе. Так, 70% депутатов мажилиса будут избираться на пропорциональной основе, а 30% на мажоритарной. По мнению Токаева, «пропорциональная мажоритарная модель будет лучше отражать интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях». Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.
О политических партиях и выборах
Процедуры регистрации партий будут значительно упрощены. Регистрационный порог для партий сократят в четыре раза — с 20 до 5 тысяч человек, в региональных филиалах — с 600 до 200 человек. Почти на треть, с 1 000 до 700 человек, сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии.
По словам Токаева, необходимо также законодательно оформить деятельность наблюдателей, потому что «этот институт выступает неотъемлемым элементом транспарентных выборов» и «у наблюдателей должны быть ясно прописанные права и четко обозначенная зона ответственности».
При этом поручено принять законодательные меры «по недопущению иностранного вмешательства в выборы в Казахстане» и «в первую очередь это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидатов, наблюдателей или СМИ.
О поправках в законодательство
Токаев заявил, что необходимо внести поправки в Конституцию для полной отмены смертной казни. Также предложил учредить Конституционный суд, и заявил ,что СМИ должны быть конкурентоспособными и независимыми. Всего предложено внести около 30 поправок в Конституцию и принять порядка 20 законов.
Был упомянут закон о семейно-бытовом насилии, где поручено изучить вопрос криминализации преступлений в этой сфере: «Сегодня участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей. Поручаю Генеральной прокуратуре всесторонне изучить данный вопрос и решить эту проблему».
Счетный комитет будет упразднен. Вместо него появится Высшая аудиторская палата, члены которой дважды в год будут отчитываться перед депутатами нижней палаты.
О переименованиях
В Казахстане будут созданы новые области — Улытауская с центром в Жезказгане и Абайская с центром в Семее, Алматинскую разделят на две — Алматинскую и Жетысускую. Областным центром Алматинской области станет Капшагай, а Жетысуской — Талдыкорган. Также президент предложил переименовать Капшагай в Кунаев, если решение одобрят жители.