​Половое просвещение или дети в мусорках?

20 августа 2018 г. Общество, Молодежь

Карлыгаш Кабатова, исследователь в области полового просвещения, автор просветительского сайта UyatEmes.kz рассказывает о половом просвещении и проблемах, которые появляются из-за сексуальной неграмотности.

Рустам Жантасов, Петропавловск

Половое просвещение – это предоставление научно-обоснованной информации о развитии человека в соответствии с его возрастом. К это информации относятся в том числе и половое созревание, и сексуальные отношения между людьми. Половым оно называется не только потому что это о сексе и контрацепции, но и о гендерных ролях, в целом, об отношениях и развитии людей в парах.

«В ходе исследования мы пытались понять, есть ли в казахстанских школах половое просвещение. Его нет, – рассказывает Карлыгаш. – Если в школах нет полового просвещения, я решила узнать, есть ли у школьников доступ к этим знаниям через неформальные источники, например, интернет. В интернете очень много недостоверной информации, некачественный контент, мифы. Если начнешь искать, то натыкаешься на порнографию. Русскоязычным еще можно найти качественную информацию на российских, украинских источниках. Казахоязычным найти информацию невозможно».

У нас стыд пронизывает все сферы жизни, считает Карлыгаш, и он – одна из глубинных причин, почему у нас нет полового просвещения. Нам нужно всестороннее половое просвещение в школах, также уверена она, а именно предоставление научно-обоснованной информации о развитии человека, соответствующей возрасту детей.

«У нас в Казахстане часто находят в мусорках, туалетах, мертвых или живых детей. По разным данным, каждый год у подростков Казахстана регистрируют от 6000 до 10 000 родов, – напоминает она. – И это только зарегистрированные случаи, а есть те, когда подростки делают нелегальные аборты или выкидывают детей. В обществе считается, что подростки – дети, а дети не должны заниматься сексом, а если мы им говорим, что они не должны заниматься – они не будут. Естественно это совсем не так».

UNFPA, или фонд ООН в области народонаселения, проводил национальный опрос, согласно которого 65 % молодых респондентов в возрасте 15-19 лет указали, что первый сексуальный опыт был у них до того, как они закончили школу. Около 35 % получили свой первый сексуальный опыт до того, как им исполнилось 15 лет. То есть большинство подростков сексуально-активны.

«Сексуальная неграмотность в таких случаях приводит к беременности в раннем возрасте, к тому же подросткам приходится рано жениться или выходить замуж, –рассуждает дальше исследовательница. – У них уменьшаются шансы получить образование, финансовую независимость. Очень высокий уровень инфицированности заболеваниями, передаваемыми половым путем. Из-за того, что у нас не лечат инфекции – в возрасте, когда люди хотят завести детей, около 16% не могут этого сделать потом из-за хронических инфекций. И все, потому что они не знали».

В развитых странах половое просвещение начинается с детского сада и младшей школы, когда предоставляют информацию, соответствующую возрасту – там нормально знать названия частей тела, включая гениталии, делится опытом Карлыгаш.

«В Казахстане же привыкли называть гениталии либо матерными словами, либо детскими названиями – пирожочек. У нас не принято говорить «секс», «пенис». Мы не озвучиваем и не называем своими именами – ибо стыдно. Поэтому у нас высокий уровень сексуальных насилий над детьми, потому что дети не всегда понимают что то, что с ними делают, это плохо и им могут не поверить. Детям может быть стыдно, или они не могут описать то, что с ними сделали».

Есть много оппонентов полового просвещения детей, которые говорят, что детям о сексе говорить нельзя, так как это пробуждает ранний интерес, нездоровое любопытство. Научные исследования показывают, что это не так: самое главное дать информацию до того, как произойдет гормональный взрыв, когда все интересно и захочется экспериментировать. Эта тема должна быть нормализованной, привычной, чтобы не было стыдно, предлагает Карлыгаш.

«Нам необходимо ввести половое просвещение в школах, но прежде нужно узнать у школьников, в какой форме они хотели получать информацию, от кого, в какой области у них пробелы. Помимо этого, создавать неформальные интернет площадки. Важно создать общую систему по сохранению сексуального репродуктивного здоровья молодежи», – говорит она.

Следите за нами в интернете