«Было бы неплохо нам повзрослеть». О чем мечтают молодые активисты

Молодежная информационная служба Казахстана в рамках рубрики «Голос молодежи» продолжает рассказывать о социально активной казахстанской молодежи, об их идеях, проектах и мечтах.

Героями нового выпуска стали активист и консультант по гендерным и образовательным проектам Лейла Махмудова, автор канала «За нами уже выехали» Дмитрий Дубовицкий и художница и режиссер Суинбике Сулейменова. Мы поговорили о предстоящих президентских выборах и почему важно не молчать.

Хадиша Акаева

Лейла Махмудова: «Я как будто жила не в своей стране, а была гостем»

Я помню, что в последний раз события так динамично развивались в 2003 году, когда казахстанская партийная система что-то из себя еще представляла. Я училась в 4 или 5 классе, и помню, что уже тогда агитировала своих одноклассников быть активными и ходить на выборы в будущем. Мне помнится, что в то время партия «Ак жол» с треском провалилась на выборах, несмотря на большую поддержку и ее активность.

Тогда партия «Отан», пока еще не «Нур Отан», забрала большинство голосов и с тех пор все как-то отвернулись от выборов, не было никакого доверия к ним, никто не верил, что их голос на что-то повлияет, появилась некая апатичность.

Результаты выборов становились все более сюрреалистичными, и даже до начала этого года никто особо не думал о них. Тем более выборы почти всегда были внеочередными. Вроде было все как обычно, никто не мог предугадать какие-то изменения, и не только молодежь, а вообще все, все думали, что будут и дальше оставаться вне политики. Но я думаю с того момента, когда президент решил подать в отставку, все поменялось. Это было очень неоднозначное событие, потому что с одной стороны – это вроде какое-то изменение, которое мы очень давно ждали, хотели, чтобы была сменяемость власти, но с другой – это снова произошло без какого-либо участия граждан. Это было как будто самое обычное объявление в самый обычный вечер – без подготовки и предварительной информации.

Лично я была и удивлена, и разочарована тем, что «там» может происходить что угодно и моего участия совершенно не требуется. Я как будто жила не в своей стране, а была гостем. Я думаю то, что происходило дальше: переименование, и все остальное – оно больше и больше показывало, что участие граждан, их право участвовать в управлении своим государством полностью проигнорировано. И именно акция Аси и Бейбарыса все перевернула. Она сказала: «Давайте перестанем быть аполитичными, быть гостями, и обратим внимание на то, что происходит вокруг нас». И дальнейшая реакция со стороны властей, полиции – жесткие задержания, непонятные суды, где все было решено до процесса – это вновь указало на то, что наш голос не имеет никакого значения для наших властей.

Я думаю, что все эти события были большим звонком, колоколом, и хорошо, что мы, гражданские активисты, начали активно объединяться и защищать активистов. Мы начали в своих сообществах интересоваться тем, что мы можем сделать даже в тех условиях ограниченности, которые есть на выборах этого года. В любом случае сейчас мы понимаем, что ждать того, что какие-то изменения сразу произойдут – не стоит, нужно самим снизу двигать ситуацию и показывать, что они есть.

На выборах лично сама я планирую быть наблюдателем, потому что кроме того, что я могу проголосовать (кстати, я буду голосовать впервые). Я думаю, что наблюдение – это неравнодушное отношение с моей стороны, которое хоть как-то повлияет прямо или опосредованно на весь процесс. Во-вторых, до самих выборов мы, конечно, с активистами планируем провести серию дискуссий и образовательных мероприятий. Мы хотим, чтобы это желание активно участвовать в выборах не ограничивалось каким-то кругом активистов, а чтобы энтузиазм перешел к молодежи и более взрослым людям. Нужно самим в первую очередь поверить, что у нас есть право голоса, а потом уже дальше можно придумать, как можно заставить это понять свою власть.

Дмитрий Дубовицкий: «Светлое будущее может построить взрослая, думающая нация, которая умеет слушать и задавать правильные вопросы»

Канал «За нами уже выехали» основали мы с моим коллегой Дмитрием Хегаем, с которым какое-то время работали журналистами в информационном агентстве. Потом мы перешли в рекламное агентство, но желание задавать вопросы и быть в инфополе оставалось. Мы стали тестировать разные инструменты, создавать сайт нам показалось долгим, тяжелым и утомительным, поэтому перешли в социальные сети – в YouTube, который в тот момент был совсем пустым, ниша была свободная. Мы поняли, что здесь можно реализоваться без ресурсов. Это у нас получилось, буквально первое же видео у нас на канале набрало 28 тысяч просмотров, что существенно больше, чем собирают сайты СМИ.

Наша аудитория положительно встречает критические и политические материалы. Что касается реакции местных властей, то можно привести в пример Караганду – на месте крупного парка собрались построить теннисные корты, уничтожив березовую рощу. Мы рассказали об этом, и точно знаем, что решение строить теннисные корты в другом месте было принято в том числе из-за нас.

То о чем мы говорим – это и моя личная позиция. В команде нас два с половиной человека (включая монтажера), у нас нет большой команды, весь контент мы делаем сами. Мы поднимаем вопросы, о которых не пишут в казахстанских СМИ по разным причинам.

Вопрос о том, что делать, чтобы прийти к светлому будущему, дискуссионный – размышлять можно долго. Но если коротко – то было бы неплохо нам повзрослеть. Казахстанцам, как нации. Что я имею ввиду? На мой субъективный взгляд сегодня мы действительно как дети, у которых есть папа. И как маленькие дети, за которых папа все решает, мы ведем себя безответственно – хулиганим, ждем, что нас накормят, напоют, оденут, обучат, а потом и денег дадут. И справедливо ждем – папа должен это делать. Но родителей не выбирают (сарказм) – папы бывают разные, и если папа вдруг решил тебя бросить, то приходится рано взрослеть, начинать принимать ответственность за свои поступки. Не ждать, что придет другой «папа», который вдруг станет хорошим, а учиться жить без папы.

Это не позиция «нурбота». Я далек от тезиса: «Не спрашивай, что тебе должно государство и бла-бла-бла». Нет, но я правда думаю, что условно светлое будущее может построить взрослая, думающая нация, которая умеет слушать и задавать правильные вопросы. В первую очередь к власти, но не только – вопросы нужно уметь задавать и окружающим, и себе в том числе. Честные вопросы и добиваться на них ответа. Научимся думать, повзрослеем, набьем шишек, но в итоге все у нас будет хорошо.

Суинбике Сулейменова: «Все почувствовали ветер свободы, перемен, и поэтому все отреагировали – кто как захотел и смог»

Решение активно проявлять свою позицию пришло с темой феминизма. Я поняла, что две самые большие проблемы, которые есть у женщин в Казахстане – это домашнее насилие и профессиональная дискриминация. По своей специальности – я режиссер, и мне говорили «мы не можем с тобой работать, потому что ты девочка». Буквально такие казалось бы глупые вещи приходилось слышать.

Мы хотим казалось бы простых вещей: равенства, демократии, отсутствие коррупции, деколонизации сознания, чтобы все были максимально освобождены от рабского мышления, свободной реализации прав, которые у нас есть, согласно международным договорам. Чтобы это все было не на бумаге, а в жизни.

Акции «от правды не убежишь», «у меня есть выбор» были нужны. Это произошло, как только произошла отставка президента, сразу все почувствовали какой-то ветер свободы, перемен, и поэтому все отреагировали – кто как захотел и смог. И сейчас это продолжается.

Реакция властей была смешной. Они выставили себя не в самом выгодном свете, потому что, честно говоря, если бы не они, такого резонанса не получилось бы у нас, но после их действий поднялся дискурс, поднялась волна «казахской весны».

Мы хотим честные выборы. Ожидания у меня, конечно же, реалистичные. Я буду наблюдателем, постараюсь сделать максимум до выборов, а также во время них.

Я думаю, что нам, казахстанцам, нужно быть в курсе всего, и всегда проверять достоверность всей поступающей информации. Нужно держать ухо востро и после выборов. Если человек заинтересован в том, чтобы оставаться в этой стране, он должен строить ее вместе со всеми так, как ему хочется.

Следите за нами в интернете