22 сентября в Казахстанском пресс-клубе в 12 часов состоялась пресс-конференция, посвященная Международному дню без автомобилей, на которой были представлены результаты первого социологического исследования спроса жителей Алматы на вело-инфраструктуру.
Аким города Алматы Ахметжан Есимов сообщал о том, что велосипедистов в Алматы всего около 1%, и по этой причине администрация города не планировала уделять строительству велосипедных дорожек большого внимания. Однако данные исследования показывают, что желающих использовать велодорожки не 1, а более 30 процентов.
В июле 2014 года Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» по заказу Инициативной группы «Вело-Алматы» на средства гранта Посольства США в Казахстане провел опрос 637 респондентов в 5 районах Алматы: Алатауском, Медеуском, Бостандыкском, Алмалинском, Ауэзовском.
На вопрос «Есть ли у вас велосипед?» 25% ответили, что да, и еще 13% отметили, что велотранспорт есть у члена семьи, то есть 38% горожан имеют в доме велосипед. 5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед.На вопрос, в каких целях вы используете его, респонденты, катающиеся на велосипедах, отметили: использую как основное транспортное средство и езжу на работу – 14%, в рекреационных целях – 17%, иногда катаюсь в свободное время – 59%, занимаюсь велоспортом – 2%, велосипед стоит без дела – 4%.
Из тех, кто ездит на велосипедах, наибольшее количество горожан делают это каждый день – 31%, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю – 17%, один раз в неделю – 11%, несколько раз в месяц – 17% и один раз в месяц – 10%. Основная масса катающихся ездят в теплое время года с весны по осень. Отсутствие велодорожек алматинцы считают основной проблемой в этой сфере.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются вело-любители:
Максимальный балл | 9 |
Отсутствие дорожек, когда приходится ездить по проезжей части, что небезопасно | 7,6 |
Неуважение со стороны водителей авто, дискриминация в ПДД, случаи аварий | 6,5 |
Пешеходы, которые занимают велодорожки | 5,8 |
Мало парковок для велосипедов и частые случаи их кражи | 5,8 |
Плохое качество дорог, тротуаров | 5,5 |
Отсутствие мест хранения велосипеда возле дома | 5 |
Велосипед, его обслуживание – недешевое удовольствие | 3,2 |
Неудобно возить сумку или другую ношу, если есть такая необходимость | 2,7 |
Отсутствие душа в пункте назначения | 2,4 |
Из тех, кто не ездит сегодня на велосипеде, 39% хотели бы начать на нем ездить, 52% - не хотели бы этого делать и 9% затрудняются определить.
Горожане, которые хотели бы ездить на велосипеде, среди основных причин, мешающих купить сегодня велосипед, назвали: отсутствие дорожек (83 респондента), небезопасность (65 человек), дорогую стоимость велосипеда (40 человек) и сезонность этого вида транспорта (20 человек). Алматинцы, которые не хотят садиться на велосипед, мотивируют свой выбор преклонным возрастом (79 человек), более удобным видом транспорта, которым они располагают – автомобиль (42 респондента) и, наконец тем, что это не безопасно (20 человек) и в городе нет велодорожек (19 человек).
На вопрос «Что бы вы хотели поменять, чтобы жители больше использовали велосипеды?» алматинцы ответили: что в городе нужна велосипедная инфраструктура (461 человек), нужно сделать больше охраняемых вело-парковок (251 человек), выделить на дорогах специальную полосу (226 человек), повысить уровень культуры других участников дорожного движения (204 респондента), велосипеды должны стоить дешевле (170 человек), внести изменения в ПДД (108 человек).
Более 90% алматинцев, 491 респондент, положительно воспринимают тех, кто ездит на велосипеде и уверены, что эти люди ведут здоровый образ жизни, 96 человек считают, что это успешные люди разного возраста и 78 – что это в основном молодежь.
Наиболее активно на велосипедах ездят в центральных районах города: Алмалинском, Медеуском, Бостандыкском, намного меньше – в Ауэзовском и Алатауском. Алматинцы в целом с энтузиазмом воспринимают возможность строительства велодорожек по городу, охотно дают рекомендации. До 2% горожан настроены пассивно и не верят в возможность изменений. Среди причин этого называется коррупция, наличие более важных проблем, нехватка места в городе для дорожек и так далее.
Существенная часть рекомендаций горожан – не реалистична или очень абстрактна, например: убрать из города автомобили, общественный транспорт, изменить экологию города, открыть бесплатный прокат велосипедов, или: улучшить условия для велосипедистов, обеспечить безопасность. Однако, многие при ответе на вопросы приводят в пример опыт зарубежных стран, и хотели бы видеть в своем городе современные технологии, такие как карточные парковки, недорогой и повсеместный прокат велосипедов, новые правила дорожного движения. Большинство алматинцев хотели бы, чтобы в южной столице были построены велодороги, отдельные от тротуаров и проезжей части, отгороженные и освещенные.
Кроме этого, такие дорожки жители хотели бы видеть и для детей во дворах. Кроме исследования, организаторы провели мониторинг траффика на велосипедной дорожке по проспекту Абая на отрезке от ул. Желтоксан до ул. Наурызбай батыра в обоих направлениях. Замер был произведен 17 сентября (среда) и 20 сентября (суббота) 2014 г. и показал, что в рабочий день по дорожке проехал 501 велосипедист в обоих направлениях, из которых 363 по дорожке и 138 по проезжей части, а в выходной день – 442 человека, 347 по дорожке и 95 по проезжей части. Итого за два дня по велодорожке проехало 710 и, по проезжей части 233 человека, а всего: 943 велосипедиста