19 марта впервые Алматы выступил известный на территории Украины, России, Беларуси и других стран одесский поэт Ес Соя. Он принял участие в качестве спикера на неформальной конференции Zhascamp и провёл творческий вечер, поведав о своих впечатлениях от поездки и ближайших творческих планах.
Динара Касымбекова
ZC: Вы впервые выступали в Алматы. Оправдались ли ваши внутренние ожидания от встречи с поклонниками?
Я думал, что это будет сложно, что будет какой- то скепсис ко мне. Это ж правда, что я раздражающий фактор. Будем называть вещи своими именами: своим внешним видом и тем, что я просто такой самодовольный, успешный пацан. Я ожидал какого-то в любом случае негатива в свою сторону. А тут всё так, по- простому. Простые, хорошие ребята, и мне даже в какой-то степени стало стыдно, что я ожидал чего-то плохого.
ZC: Публика для Вас лично – это всегда один образ или разные лица, города?
В целом, знаешь, я понял, насколько у меня прекрасная публика. Ранее я просто воспринимал ее: публика и публика… приходит, уходит. А сейчас, я понял, насколько они офигительные ребята, чистые, прекрасные, хорошие, настоящие. И в целом, я не могу сказать, что публика в городах различается.
Отличается атмосфера, которая в разных регионах разнообразная и нетипичная. В Сибири, например, простые, гостеприимные, могут и в баньку пригласить. Беларусская публика очень сложная, просто они прямые. То есть могут задать вопросы, которые я могу посчитать провокационными, и это та публика, которую каждый раз надо завоевывать. Для меня вечера в Беларуси – это всё время школа жизни. Один из самых ответственных вечеров.
ZC: А Вы как- то внутренне настраиваетесь на то или иное выступление?
Я ни фига не настраиваюсь, настроен на поэзию всегда. Мне недавно сказал один мой друг, что я могу отдыхать, рассказывать пошлые анекдоты, истории, а потом выйти и с проникновенным видом через 30 секунд начать вещать, и это будет нормально.
ZC: Мне известно, что вы много путешествуете, встречаете много приятных людей. И кто такой настоящий друг в вашем понимании?
Я не знаю. Говорить про какие- то банальные качества… нет у друга качеств. Это просто какая- то внутренняя тяга к этому человеку. Говорить, какие- то вещи в духе: «Друг никогда не предаст» я не буду. Они предадут и останутся друзьями, если это друзья. И предательство – это такая вещь двоякая. Не всегда её можно вычислить, назвать своим именем.
Скажем так, когда ты с ним видишься, общаешься, не задумываешься, что у вас общего, просто так складывается. Вот такие вот обстоятельства.
ZC: Итак, Алматы. До сегодняшней поездки сталкивались ли Вы с творчеством казахстанских поэтов, писателей?
К сожалению, нет. Несмотря даже на то, что моя мама родом из Алматы, тема Казахстана для неё как- то болезненна. Но узнав, что меня пригласили в Казахстан, она как- то зауважала моё творчество. Я сам пробовал искать информацию о Казахстане, но страна находится в какой- то информационной блокаде, что усложняет доступ.
ZC: Возможно, что в творчестве Ес Сои после сегодняшнего выступления появится стихотворение, посвященное городу Алматы?
Думаю, что да.
ZC: Насколько мне также известно, что на Ваши произведения пишутся и исполняются прекрасные песни. Каким образом происходило Ваше сотрудничество с Марией Чайковской и Гушей Катушкиным?
С Мишей, Марией давно были знакомы. С песней «Эхо тысячи вокзалов» связана киношная история. У меня был день рождения, исполнялось 19 лет, и я решил по-простому отпраздновать, сделать вечер в Харькове, приехал и Катушкин. Сам вечер был в клубе «Тмин», это было условное помещение, где проходили квартирники. Вот в этом-то клубе Катушкина закрыли на всю ночь. И он говорит: «Слушай, мне так скучно было; не спал, не хотелось. Всё, что у меня было, это твоя книга и гитара. Раз это был твой день рождения, а денег у меня всё равно нет, и так я решил написать тебе песню». И написал эту песню, а потом Маша как- то под шумок приплелась. У нас с Марией есть песня, которая сейчас сводится. В этом году точно будет, да и видео в интернете есть.
ZC: И каких еще подобных творческих дуэтов ожидать от Вас?
Вообще, мне подобные дуэты не очень интересны. У меня есть своё дело, оно простое, но есть самый глобальный и интересный проект – это сотрудничество с группой Brazzaville. Я принял определённое участие в их новом альбоме, который скоро выйдет. Это моя любимая группа, и сотрудничество с ними я очень высоко ценю, и никогда ни на что не променяю, оно для меня в приоритете.
А так будут появляться какие-то проекты, какое-то разнообразие, которое я никогда не ищу, оно меня само находит.
ZC: Сейчас вы живёте в Санкт - Петербурге, хотя родом из Одессы, почему именно этот город был выбран Вами?
Из-за девушки, она там учится, последний год.
ZC: Какие любимые места творческого вдохновения есть у Вас в Питере?
О нет, таких мест нет. Это придумали люди.
ZC: Повторюсь, что вы родом из Украины. А присутствуют ли в Вашем творчестве произведения на украинском языке? И, есть ли в планах издание сборника стихов на украинском языке?
Сборник моих стихов на украинском языке есть, всё уже переведено. В данный момент идут чисто издательские моменты, утрясаются различные бюрократические моменты, всякая волокита. Мне лично хотелось бы выпустить его до Нового года.
ZC: У большинства известных личностей есть сумасшедшие поклонники, встречались ли вы с подобными фанатами вашего творчества, и при каких обстоятельствах?
Сталкивался, но я сразу их ставлю на место. Встречался с такими вещами, когда меня подкарауливали в гостиницах, приходили ко мне домой, ждали у дома. Я ставлю на место словами: «Ребята, ну я ж простой, зачем это всё придумываете?» Можете руку пожать, мне это точно никак самолюбие не тешит. Самолюбие тешит другое – глаза, когда ты людям читаешь стихи, смотришь в их глаза, это тешит твоё самолюбие. И ты понимаешь, что ты на верном пути, особенно, если глаза прекрасны. А то когда к тебе подбегают, приятно конечно, но я не для этого.
ZC: Раз уж мы заговорили о сумасшествии. Какой бесбашенный поступок ради любимой совершали вы в своей жизни?
Сумасшедшие нет, я делал красивые поступки. Поссорились с моей девушкой, а она очень любит сказки, арендовал белую лошадь, сделали рог ей, и она превратилась в единорога. Украсили белую лошадь цветами. Любовь должна сопровождаться красивыми поступками.
ZC: Если б Ес Соя не стал поэтом, любопытно, то какую профессию освоил?
Процитируем Есенина: «Если не был бы я поэтом, то, наверно, был мошенник и вор» (смеётся).
ZC: Есть ли у Вас какой- то рецепт достижения успеха?
Когда ты находишь себя в деле, то, что ты делаешь, как ты в него прорастаешь или как оно в тебе прорастает, вот это и есть рецепт успеха. Первично – я верил в свои стихи, а успех – это вторично.
ZC: Какие советы вы можете дать начинающим поэтам?
Главный фактор, особенно для начинающих, не бояться. Не бояться быть смешным, не услышанным. И не присылать мне стихи на рецензию.
ZC: Ваши пожелания казахстанской молодёжи?
Нахождение себя в своей жизни. Я не из тех людей, которые сейчас будут толкать речи, что деньги – это вторично. Но главное – свобода. Свобода в выборе профессии, в выборе себя - не стоит бояться сложных путей. Если у тебя на самом деле лежит к этому душа, делай. Честно скажу, мало людей, работающих по призванию, которые по-настоящему горят своей работой. Когда у человека мало денег, и он не горит, то это понятно, но когда он и вправду горит своим делом, то спичка от него загорается.