В преддверии Международного дня толерантности (терпимости), ежегодно отмечаемого 16 ноября, Молодежная Информационная Служба Казахстана (МИСК) по инициативе и при поддержке офиса Freedom House в Казахстане провела опрос общественного мнения по вопросам толерантности к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации к представителям нетрадиционных для Казахстана религий и к правозащитникам. По мнению инициаторов опроса, именно эти три группы пользуются повышенным вниманием интернет пользователей и вызывают наиболее оживленные дискуссии в интернет пространстве. В опросе приняли участие 272 посетителя Facebook иVkontakte, большинство из которых принадлежат к возрастной группе до 30-ти лет.
Результаты, опроса, в силу недостаточной репрезентативности выборки не позволяют получить полную картину общественного мнения всего Казахстана. Эти данные представляют собой срез общественного мнения пользователей интернета, высказавшихся попредложенным вопросам. Тем не менее, эти данные, при всех возможных отклонениях,можно рассматривать как проявление общей тенденциивосприятия рядовыми казахстанцами людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нетрадиционных религиозных учений и их последователей, а также правозащитников. Итак, были заданы следующие вопросы:
Толерантны ли казахстанцы к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией и насколько?
По пяти предложенным альтернативам ответа на первый вопрос, касающийся отношения к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации (далее - НСО) были получены следующие данные:
Анализ данных показывает, что подавляющее большинство опрошенных воспринимает сексуальные меньшинства идеологически чужими. По этой причине данное большинство ориентировано на противостояние чуждой идеологии. Треть респондентов (31.%) не видит в проявлении НСО ничего такого, что достойно осуждения и тем более запретов.
Чуть больше четверти опрошенных (27.5%) являются убежденными сторонниками запретов и ограничений в отношении сексуальных меньшинств.
Таким образом, в вопросе толерантного отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией казахстанские пользователи Интернетаразделились на две группы в процентном соотношении 70 на 30. Большинство составили те, кто воспринимает НСО как проблему, как некий социальный негатив, требующий вмешательства со стороны государства.
Меньшую в процентном соотношении группу составили те, кто не видит проблем с НСО, и, соответственно, считает недопустимым какое-либо вмешательство в личную жизнь людей, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Принимая во внимание то, что интернет пользователи это самая образованная и продвинутая часть казахстанского общества, можно предположить, что отношение остальных казахстанцев к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией является еще более негативным.
Толерантны ли казахстанцы к нетрадиционным для страны религиям (Свидетели Иеговы, баптисты, кришнаиты, ахмадийцы и др.) и насколько?
Еще более тревожными оказались данные ответов на вопрос об отношении к последователям религий, нетрадиционных для Казахстана.
60% опрошенных отметили необходимость запретов всех нетрадиционных религий. 24.1% опрошенных, не смотря на то, что не являются сторонниками прямых запретов, тем не менее, предложили усложнить жизнь представителей нетрадиционных религий, поставив ее под административный контроль. Иными словами, 83% людей, принявших участие в опросе, видят в этих религиях опасность и предлагают разные меры по ее преодолению: от особой правовой регламентации их деятельности до полного запрета.
Небольшую в процентном соотношении группу составили респонденты, которые понимают недемократичность контроля и запретов для верующих, разделяя, тем не менее, мнение о необходимости идеологической борьбы с нетрадиционными религиями. Однако, по сути, отношение представителей данной группы к нетрадиционным религиям такое же, как и у тех, кто предлагает ограничивать их административными мерами. Для них представители нетрадиционных религий являются чужими.
Таким образом, 90% самой продвинутой части казахстанского общества составляют противники деятельности нетрадиционных религий в Казахстане, что позволяет предположить, что опрос остальной части населения покажет процент религиозной нетерпимости близкий к 100%.
Толерантны ли казахстанцы к правозащитникам и насколько?
Последний вопрос касался того, как в Казахстане воспринимают правозащитников. Ответы распределились следующим образом:
Наиболее многочисленной (43.1%) оказалась группа респондентов, считающих правозащитников людьми идейными и способными на самоотверженные поступки. Вторую по численности группу (40 %) составили люди, разделяющие мнение, согласно которому правозащитная деятельность - это обычная работа, такой же, как и любой другой способ заработать деньги.
Остальные 17% респондентов видят в правозащитниках совершенно иное. Так 15% опрошенных ответили на вопрос в духе времен «холодной войны», относя правозащитников к агентам иностранного влияния, которые под прикрытием защиты прав человека проводят подрывную деятельность. Для 1.5% опрошенных правозащитники не являются агентами, но, тем не менее, проводят деструктивную работу, провозглашая опасный для страны принцип главенства прав человека над правами государства.
Таким образом, в отношении казахстанцев к правозащитникам можно выделить три четко выраженных позиции:
1. Деятельность правозащитников полезная работа, сопряженная с риском и опасностями;
2. Деятельность правозащитников это обычная работа;
3. Деятельность правозащитников приносит вред стране.
Первые две признают полезность правозащитной деятельности, различаясь лишь в части ее мотивации. Согласно последней правозащитники представляют собой врагов государственной безопасности.
В данном случае довольно сложно судить, насколько полученные результаты опроса соответствуют общей тенденции общественного мнения в оценке правозащитников, поскольку в ответах на данный вопрос есть определенная специфика. Дело в том, что интернет пространство изобилует антизападными и антиамериканскими комментариями, что дает возможность предположить высокий процент интернет пользователей, враждебно настроенных ко всему западному в целом, американскому, в частности. А значит факт, что многие правозащитники осуществляют свою деятельность за счет грантов, выделяемых иностранными государствами, может негативно влиять на их оценки в восприятии правозащитников.
Проведение опроса стало возможным при поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамказ проекта «Усиление уважения к правам человека в Казахстане». Данный проект является одним из ряда проектов, финансируемых американским народом через USAID. С 1992 года американский народ через USAID предоставил около $ 1,5 миллиарда на программы по развитию экономического сектора, системы образования, здравоохранения и демократических институтов в Центральной Азии.
Мнения, представленные в данном анализе, не обязательно отражают взгляды и позиции МИСК,FreedomHouse и USAID.