Молодежная информационная служба Казахстана в новой рубрике «Кто есть кто» рассказывает о казахстанских НПО, беседуя с их руководителями и сотрудниками: чем они занимаются, какие проблемы решают и с какими сложностями сталкиваются. Сегодня мы побеседовали с Анной Рыль, руководителем фонда «Коргау Астана» и центра информационно правовой и психологической помощи молодежи «Шанс».
Айдар Елькеев, Астана
— Анна, расскажите, пожалуйста, как появилась ваша организация?
— Мы начали работать в 2005 году. Начинали с моей мамой (Ольга Рыль, руководитель ОФ «Право» — прим.), которая проработала в полиции, занимаясь наркозависимыми подростками. Мама всегда говорила о том, что полиция, тюрьма и спецучреждения не исправляют детей и должен быть совершенно другой подход. Она вышла на пенсию очень рано и говорила о том, что хотела бы продолжить работу в этой области. Тогда я сказала: «В чем проблема? Давай откроем свой общественный фонд». Я продала свою квартиру, мы купили офис и открыли организацию, которая начала помогать подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Когда к нам начали обращаться люди, я вдруг осознала, что к нам идут в основном женщины, которые подвергаются насилию. Это мамы тех детей, которые в фонде получают помощь. В Астане на тот момент не было кризисного центра. Это сейчас есть прекрасный государственный пятиэтажный центр, который находится на правом берегу, в районе вокзала.
Но тогда мы были одними из первых, вложили достаточно много ресурсов. Это было наше собственное помещение, первый год мы не получали зарплату, были просто волонтерами. Через какое-то время стали сотрудничать с акиматом, появилась возможность участвовать в международных грантах. Вообще всегда, когда мы остаемся без финансирования, мы что-то делаем сами, за свой счет. Мы работаем, потому что нам интересна эта деятельность.
— Кто работает в вашей организации?
— В организации есть два юриста. Мы помогаем, например, людям при восстановлении документов, сопровождаем в судах пострадавших, защищаем их интересы. К примеру, человеку для самостоятельного восстановления документов нужно запросить справку, свидетельство о рождении, если документов нет — запросить свои документы очень сложно. Единственное, что он может сделать — это запросить протокол опознания. Чтобы это сделать — нужно обратиться к полицейским, найти свидетелей и доказать, что ты - это ты. Наш сотрудник помогает сделать протокол опознания вместе с сотрудником полиции, потом со всем этим идут в ЦОН. Но если он родился в другой стране, мы от нашей организации пишем запрос в ЗАГС той страны, они уже нам напрямую высылают необходимые документы.
В детском отделении у нас есть социальный работник и юрист. Подростки могут приходить к нам сами, либо с родителями. Также здесь проводятся тренинги, индивидуальные и групповые занятия. В нашей организации работает профессиональный психотерапевт, которая получила образование за рубежом. Она применяет специальные, довольно тяжелые техники, где пациенту нужно погружаться внутрь себя, своих чувств и эмоций. Он заново переживает те чувства, которые не были "прожиты".
У нас есть медицинский кабинет, где работает медсестра, которая принимает посетителей с утра до обеда. Она помогает получать необходимую медицинскую помощь. Также она сопровождает человека на анализы и, если вдруг у него обнаружены какие-то инфекции, то он может бесплатно получить лекарства для их лечения. Также у нас есть специалисты, которые работают с людьми с особыми потребностями.
Очень многие сотрудники работают здесь, потому что это очень интересная деятельность. Когда ты видишь результат своего труда, ты конкретно видишь человека, которому ты помогаешь, это очень радует и вдохновляет тебя. Ты понимаешь, что мир небезнадежен. Я, например, очень радуюсь, когда вижу людей, которые помогают другим. Меня эти люди всегда удивляют, несмотря на то, что я сама делаю тоже самое. Меня вдохновляют люди, которые абсолютно безвозмездно начинают возиться с кем-то, помогать другому человеку, улучшают его жизнь — это, правда, очень здорово. Я считаю, когда ты помогаешь другому, у тебя начинаются, пусть не сразу, изменения в жизни в лучшую сторону. Я в это свято верю и другим советую.
— Оказываем помощь детям, подросткам и взрослым. Чаще всего к нам обращаются люди, которые находятся в трудной жизненной ситуации, либо подвергшиеся какому-либо виду насилия. Они приходят сюда для того, чтобы защитить свои права: здесь можно получить бесплатную помощь юриста и бесплатную помощь психолога.
Мы работаем с такой категорией подростков и детей, которые подвергаются сексуальному насилию, например, со стороны близкого родственника (отца).
Большая часть наших участников проектов все-таки - молодые люди и подростки. Когда подросток в возрасте 12-14 лет начинает себя понимать, осознавать и искать дополнительную информацию о себе, потому что не может разобраться, что с ним происходит, может находиться в конфликте с семьей, классом, обществом. Здесь же он может получить необходимую помощь. Мы также работаем с подростками, которые стали жертвой преступлений, и с теми, кто совершил преступление.
— В нашем центре проводятся бесплатно занятия гитарой, английским, ювелирное дело и обучение ПДД. Мы часто проводим тренинги. У нас проводилась Живая Библиотека, когда приглашаются необычные и интересные люди, с которыми можно поговорить.
Летом мы проводим спортивный лагерь для детей и взрослых. Этот лагерь заставляет преодолевать определенные трудности; когда человек сам себя преодолевает, мобилизуются внутренние ресурсы, что дает возможность начать жить заново. Кстати, психологи всегда отмечают, когда человек, находящийся в упадке или унынии, начинает заниматься спортом или выполняет физическую нагрузку, организм выздоравливает быстрее, вырабатывается гормон радости. Соколиные горы, куда мы ездим, там нужно взбираться на возвышенность со специальным снаряжением, а далее можно съехать с горы, как на канатке — это такой адреналин! Самое удивительное то, что грубоватые и хамоватые люди, вдруг, оказавшись в ситуации, когда нужно помочь слабому, становятся более ответственными. Ну и потом любая поездка сближает.
— Чем вы еще можете быть полезны?
— Мы открыты к сотрудничеству. В нашей организации можно пройти практику. Иногда к нам приходят замечательные ребята и становятся волонтерами. Я очень люблю таких людей. Мы можем всегда поддержать интересные инициативы.