В Усть-Каменогроске есть довольно необычная для Казахстана библиотека – уютная, современная и яркая. Здесь можно в пару кликов найти нужную книгу, учить иностранные языки, пользоваться 3D-принтером, учиться азам программирования и робототехники. Библиотеке имени А.С. Пушкина пришлось пройти долгий путь трансформации, чтобы перестать быть просто хранилищем книг. О том, как получилось достичь этого обычной советской библиотеке в прошлом нам рассказала заместитель директора Бибигуль Шагиева.
Хадиша Акаева, Семей
– Расскажите о своем пути. Почему вы решили модернизировать библиотеку?
– Наверное, историю изменений нужно начинать с конца 90-х годов, тогда нужно было по-новому оценить роль, место, деятельность библиотеки в жизни местного сообщества. Здесь огромная заслуга нашего директора Кабибы Акжигитовой. Так получилось, что она съездила на Всемирный конгресс библиотекарей, который ежегодно организовывает международная библиотечная ассоциация. После этого у нее на 180 градусов поменялось мировоззрение, она увидела, какая это сила – библиотечное сообщество. И вот тогда началось наше преобразование, мы стали думать о миссии и роли своей библиотеки. В Советское время библиотека позиционировалась как храм, хранилище книг, куда люди могут прийти и пользоваться этим богатством. А на самом деле – это учреждение, которое помогает людям на протяжении всей жизни, помогает им в непрерывном образовании, помогает детям учиться, взрослым работать, родителям – быть родителями. То есть каждому в их больших и малых потребностях.
– С чего вы начали?
– Мы начали с создания электронного каталога в 1998 году. Это был первый электронный каталог. Мы поняли, что нужно раскрывать свой фонд, чтобы люди знали о том, какие информационные возможности есть у библиотеки и пользовались ими. Тогда книги не отвечали тем вызовам, которые преподносила экономика. И мы задумались: что делать? Книг новых нет, а людям нужно жить. Тогда мы поняли, что есть Интернет и вся самая актуальная информация есть в Сети. Наш первый проект как раз был связан с организацией доступа к Интернету. Это был грант фонда Сорос-Казахстан. Скорость была очень низкая и тогда мы установили дежурство, вечерами и ночами дежурили, сидели у компьютера, потому что скорость улучшалась и можно было что-то поискать. Мы тогда и сами учились, потому что не знали, что такое – Интернет, что там есть, как искать. В следующем году мы открыли интернет-класс (тогда Интернет уже стал доступнее) с выделенной линией, мы стали обучать население – специалистов, журналистов, госслужащих. Через год проект стал устойчивым, мы начали обучать всех желающих. Тогда были огромные очереди, негде было учиться, бесплатно тем более, поэтому они шли в библиотеку. Начались первые наши тренинги, рассказывали, что такое компьютер, из чего он состоит, как им пользоваться, как пользоваться Интернетом.
Сейчас для молодежи мы уже проводим более интересные тренинги: по робототехнике, программированию, дизайну, пользованию 3D-принтером, 3D-моделированию. Не всегда бюджетные средства позволяют расширить спектр услуг, поэтому мы прибегаем к грантовым средствам. Последние гранты – это гранты посольства США. Последний проект MakerSpace был поддержан как раз посольством США.
Потом мы стали думать: как сделать так, чтобы наш фонд был еще более доступным, как сократить путь читателя к его книге. Поэтому в 2011 году мы создали проект по внедрению RFIDтехнологии. Это такая система. Читатель получает электронный читательский билет, каждая книга снабжается электронным чипом, и на этом чипе записана информация об этой книге. Система такая: читатель подходит к терминалу, кладет свой читательский билет, система узнает читателя, затем он кладет книгу, система узнает ее и автоматически записывает все на формуляр. Ушли рутинные процессы. И теперь все книги выдуются на руки.
– Внедрение такой системы дорогостояще?
– Да, очень. На тот момент это стоило около 30 миллионов тенге. Самая большая статья расходов – чипы. Сами по себе они не дорогие, но когда их миллионы, получается много. Мы единственные были на тот момент в Казахстане, кто до конца внедрил такую систему. Я знаю, что в некоторых библиотеках она внедрена не до конца.
– Какие площадки у вас пользуются большим спросом?
– Сейчас востребованы профессии программиста, профессии, где нужна физика, химия, биотехнологии. Востребованы люди, которые владеют английским языком. С учетом такого анализа и своих возможностей мы открыли площадку MakerSpace – робототехнику, чтобы дети с малого возраста приобщались к технологиям: как собирать роботов, как программировать их. Мы открыли ее около двух лет назад. Конечно, у нас проблема – найти квалифицированного специалиста, который обучал бы людей. У нас низкая заработная плата. Но тем не менее мы робототехникой занимаемся, люди приходят на год и потом уходят. Есть 3D-моделирование и 3D-принтер – это тоже очень востребовано. Есть ещё кабинеты, где работают руками. Есть кружки рисования.
– Кажется, у вас есть еще кабинеты, где учат языки?
– Да, есть такие кабинеты. С 2000 года мы внедряем клубы по изучению английского, немецкого и французского языков. Мы работаем с посольствами этих стран, они помогают нам ресурсами, целевыми проектами.
– Проекты? Какие?
– Пользователи клубов участвуют в международных обменных программах, недавно были встречи с выпускниками американских программ, на этих встречах они рассказывают, как они пришли к этому, каков был год жизни или учебы в Америке. В ноябре мы обычно организуем неделю таких встреч. Рассказываем, какие интересные программы существуют, какие экзамены существуют, как проходить интервью. Когда к нам приезжают носители языка, мы стараемся связаться с ними, пригласить к нам и устроить такую встречу. Есть еще программа, в которой мы участвуем - EnglishAccessMicroscholarshipProgram – это двухгодичная стипендиальная программа для обучения детей из малообеспеченных семей. Приходят неуверенные дети со слабым английским. За эти два года они не только язык учат, но и растут личностно.
– Сколько у вас посетителей ежедневно?
– В обычные дни нас посещает около 700 человек, в выходные – 1100-1200. Я думаю, что это нормально.
– Ваша библиотека отличается от большинства казахстанских библиотек еще атмосферой, дизайном, вы как-то продумывали интерьер?
– Наверное, в тот момент, когда пришло осознание роли библиотеки в обществе, пришли мысли о том, как сделать условия другими, чтобы они тоже были комфортными для людей. Мы озадачились тем, что библиотека должна быть местом, в которое человек хочет прийти. Поэтому в библиотеке должно быть комфортно, чтобы отношение к нему стало положительное, а знания доступны. Мы начали с того, что сломали стены, оставили только несущие. Раньше у нас был залы для литературы по искусству, сельскому хозяйству и так далее. Сейчас это все распределено только по полкам. Мы сломали барьеры как в своей голове, так и в помещении. Создали уютные уголки с пуфами, диванчиками, коврами. И краски: все серое подавляет настроение. Знания – это радость, поэтому мы стали менять дизайн, окраску стен, расстановку.