МОЛОДЁЖЬ КАЗАХСТАНА: Алматинская и Кызылординская области

26 мая 2021 г. Общество, Молодежь

МИСК запускает серию статей о молодых казахстанках и казахстанцах, которые живут в небольших городах и аулах страны. В чём разница в образовании для молодых людей в городе и в селе? Где работают молодые люди в 25-тысячном городе и как развлекаются? Что думают о будущем? В первом выпуске мы поговорили с жительницами Алматинской и Кызылординской областей. 

Шахизат Олжабай, 17 лет, студентка журналисткого факультета, Кызылординская область



В Кызылординской области проживает около 818 тысяч граждан. В регионе находится Байконур, с космодрома которого запускаются ракеты, и исчезающее Аральское море. На юге область граничит с Узбекистаном.

Административный центр области – Кызылорда – старинный город, образован в начале XIX века и был столицей страны с 1925 по 1927 годы.


«Я родилась в маленьком ауле Косүйеки Жанакорганского района. Хотя это Кызылординская область, мой аул расположен близко в городу Туркестан.

В третьем классе моя семья переехала в большое село Жанакорган (административный центр Жанакорганского района – прим. автора). В ауле мы жили в небольшом двухкомнатном доме. В нашей семье тогда было четверо детей, девочек. Сейчас нас пятеро сестёр.

Жизнь в ауле была очень-очень простая. Нет коммуникаций: электричества, водопровода, газопровода. В доме моего дедушки, который там живёт, и сейчас воду берут из колодца во дворе. Вода здесь солёная».


Проблема питьевой воды в регионе стоит остро, в том числе из-за экологической катастрофы Аральского моря. В 1930-ые годы в Центральной Азии было масштабное строительство оросительных каналов для сельскохозяйственных нужд, которое использовало воды рек, питающих Арал. А в 1960-х годах море стало мельчать, и сейчас от него осталось примерно 20%. Впоследствии в местности появились пыльные бури, которые разносят по области и соседнему Узбекистану соль, пыль и ядовитые сельхоз пестициды.


«Косүйеки – это одна очень длинная улица, где расположены все дома аула, школа, медпункт и так далее. Люди живут просто: пасут скот, все друг друга знают по именам, все друг друга поддерживают. Если в Жанакоргане принято звать в гости родственников и друзей, в Косүйеки нужно звать весь аул полностью.

В школе, где я училась, мальчики часто пропускали занятия, потому что помогали отцам пасти овец, выполняли работу по домохозяйству. В аульной школе не было строгости к детям, поскольку учитель – тоже часть сообщества, и он не будет ставить плохие оценки. Этот – сын того, эта – дочь того – как учитель может поставить плохую оценку?

Сами родители тоже не скажут своим детям «Учи уроки!», когда в доме столько дел. Там такая жизнь, которая требует много физического труда. Чтобы просто попить воду, её сперва нужно набрать из колодца.

Это всё плохо отражается на качестве образования. Мало кто из выпускников доучивается до одиннадцатого класса и сдаёт ЕНТ.

Семьи здесь многодетные, обычно по десять детей. У моего отца в семье было одиннадцать детей».


Выпускной Шахизат (на фото Шахизат  вторая слева)


35% кызылординцев – это дети и подростки до шестнадцати лет, согласно отчёту казахстанского министерства экономики и ЮНФПА в Казахстане «Анализ положения в области народонаселения РК» 2019 года.


«Рядом с моим аулом есть другой – Байкенже. Он недалеко от уранодобывающего предприятия, которое даёт работу аулчанам. Ещё у предприятия есть разные программы поддержки аула, поэтому жизнь там благополучнее, чем в Косүйеки, где работы нет. В Байкенже даже есть своё кафе. В Косүйеки – нет. Когда я там жила, в ауле был только один магазин, и только продуктовый. Сейчас продуктовых магазинов больше. За всем остальным люди ездят в Туркестан».


По данным Бюро статистики РК, в прошлом году зарплата среднестатистического работника в Кызылординской области была чуть больше минимальной заработной платы – 42 737 тенге.


«В Жанакоргане, где я сейчас живу с семьёй, с коммуникациями гораздо лучше: есть свет, вода, люди проводят себе газ. Но жители тут гораздо более закрытые: могут запросто поругаться с незнакомым соседом.

Моя мама работала журналисткой в местной газете, сейчас она дома, воспитывает пятерых дочерей. У неё нет высшего образования, но она талантливая от природы, всегда самообразовывается, учится на онлайн-курсах. Сейчас она известный в Кызылорде блогер.

Папа – специалист по охране леса. Сейчас он работает по своей сфере в Алматы и изредка приезжает домой, привозит деньги. Сколько я себя помню, он всегда работал в Алматы. Был только один период, когда он пять или шесть лет работал недалеко от семьи, в Туркестане.

До девятого класса я училась в обычной средней школе и училась там хорошо. Потом я перевелась в школу-интернат №3 для одарённых детей и поняла, что мои знания в прежней школе очень слабые. Здесь у нас была железная дисциплина. У нас была завуч, которая всегда поддерживала, направляла на разные олимпиады, говорила, как это важно для роста, помогала с выбором профессии. Директор школы могла сама проспонсировать поездку ученика на соревнования. 97% [выпускников] нашего интерната сдают тесты с высоким баллом и поступают на грант. В целом у нас в районе невысокий уровень образования в школах. Я бы хотела, чтобы все школы здесь были такими, как моя №3.

Сейчас я на первом курсе Кызылординского университета имени Коркыт Ата, учусь на гранте, получаю стипендию. Из-за пандемии учёба у нас идёт преимущественно дистанционно. Профессию выбрала потому, что у меня [есть] пример мамы, и мне самой нравится помогать людям, писать об их проблемах.

Я пишу только на казахском языке. Русскому научилась из фильмов, говорю, но стесняюсь своего уровня. По-английски – то же самое.

 

Шахизат впервые берёт интервью

Главная проблема молодёжи нашего региона – недостаток обычной насущной информации. Недавно я выбрала для учебной практики местную газету, со мной туда записались ещё несколько сокурсниц. Одна из них спросила у меня адрес редакции (у газеты нет веб-сайта – прим. автора). Поскольку у меня мама – бывшая журналистка, я знаю, как добраться до редакции, какие там порядки. Другие этого не знают, потому что никто им об этом не рассказывает. Такой информации не хватает нашей молодёжи: как работают учреждения, где они находятся и так далее. Мне бы хотелось, чтобы этому всему нас тоже учили.

В будущем у меня много планов: поработать и журналистом, и пресс-секретарём, получить международный опыт, поездить с репортажами по стране. Например, я бы поехала в Кокшетау, в Павлодарскую область, посмотреть тамошнюю природу и узнать побольше об их проблемах».


По данным Бюро нацстатитики за 2020 год, в Кызылординской области на 818 005 жителей приходится:

  • 1 театр;
  • 14 музеев;
  • 3 кинотеатра;
  • 4 парка. 


Альбина Ан, 22 года, спортивный тренер, Алматинская область



Алматинская область расположена на юго-востоке Казахстана. Здесь проживает больше двух миллионов людей – это самая населённая область страны. Из них почти 80% живут в сёлах, и это на фоне процесса активной урбанизации в Казахстане и во всём мире.

Это сельскохозяйственная область, которая занимает первое место в стране по объёму сельскохозяйственной продукции.

Область граничит с Китаем на востоке и Кыргызстаном на юге.


«Я родилась в небольшом городе Уштобе и живу здесь с мамой и младшим братом, которому два года. После школы, в шестнадцать лет, поступила на грант в Талдыкорганский высший политехнический колледж на программиста. Позже перевелась на специальность «Физкультура и спорт». Я волейболистка, больше семи лет играла в любительском спорте и участвовала в соревнованиях. Поэтому знающие люди посоветовали: спортивное образование сейчас более перспективно. В колледже я училась хорошо, получала стипендию.

Работу я нашла до получения диплома колледжа. Мне предложили место тренера по волейболу в государственной спортшколе Уштобе. Это редкость: у нас для устройства на работу почти всегда нужны связи. Тогда прежний специалист уходил на пенсию, а меня тренеры знали со времён соревнований. Мне было восемнадцать лет, но из-за семейных обстоятельств я сразу согласилась. Всего работаю в школе четыре года.


Мне всегда нравилось учиться, узнавать новое, в школе я училась хорошо, была активной и могла поспорить с учителями, отстаивая свою точку зрения. Если бы не необходимость зарабатывать, я бы с удовольствием слушала лекции. Завидую тем людям, у которых есть возможность получать образование в больших городах или за границей. И не понимаю тех, кто, имея эти возможности, не использует их.

Сейчас я учусь на бакалавриате Жетысуского университета в Талдыкоргане, дистанционно. Закончу его в этом году. Каждый год в университете растёт стоимость обучения: на очном отделениикогда я поступала, вначале было около 250 тысяч тенге в год, затем 300 и 400 тысяч тенге, а теперь – около 460 тысяч тенге. Дистанционное обучение дешевле. В колледже оплата тоже росла, каждый год на десять-пятнадцать тысяч тенге. Первый год, когда я туда поступиластоил 100 тысяч тенге»(Прим. ред.: в эту часть текста  внесены правки 08.06.2021, в предыдущей версии стоимость была ошибочно указана как за дистанционное обучение).


В прошлом году 27 вузов страны, в том числе университет Альбины, были преобразованы из республиканского государственного предприятия (РГП) в некоммерческое акционерное общество (НАО), при этом владельцем вузов остаётся государство. По словам министра образования Аймагамбетова, это было сделано для того, чтобы вузы стали академически автономными и подотчётными обществу: у НАО больше самостоятельности в управлении, чем у РГП.


«Средняя зарплата большинства жителей Уштобе – 50-60 тысяч тенге, а у молодых специалистов – и того меньше, чуть выше минимальной зарплаты в 42 тысячи 500 тенге. Половина моих знакомых ровесников в Уштобе работает официантами, другая – в бюджетных организациях и госучреждениях. Для многих учёба в университете – это просто дорого».


По данным Бюро статистики РК, в прошлом году зарплата среднестатистического работника в Алматинской области была около 54 000 тенге.


«С прошлого года изменились требования к тренерам и методистам: по новым правилам без диплома о высшем образовании специалист имеет право работать только в одном учреждении, лишаясь, таким образом, возможности официальной подработки. После [получения] диплома, я надеюсь, у меня будет больше возможностей в работе. В будущем я хочу вырасти в руководителя в своей сфере.

Официально мой график [работы] до шести вечера, но часто отведённого времени мало, и я всегда работаю с детьми дополнительно. Всего у меня тренируются 90 девочек разного возраста. Времени на личную жизнь нет.

В Уштобе мало условий для детского спорта. Два года назад к нам приезжал аким области Баталов, пообещал, что скоро будет начато строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса. Из-за пандемии строительство было отложено до 2021 года. Но строительство ещё не начиналось.


В планах у меня магистратура, и я хочу получить грант, хотя в целом скептически оцениваю доступность госгрантов в вузах. Я слышала немало историй от знакомых, которые сталкивались с недобросовестностью в выдаче грантов.

В моём городе мне не нравится многое, например, отсутствие нормального покрытия на дорогах. При предыдущем акиме города дороги ремонтировались быстро, то есть это решаемая проблема. А сейчас это затягивается надолго. Ещё у нас мало скверов, парков, где можно было бы отдыхать».


По данным Бюро нацстатитики за 2020 год, в Алматинской области на 2 083 682 жителей приходится:

  • 2 театра;
  • 30 музеев;
  • 2 кинотеатра;
  • 7 парков.

«В нашем обществе много и других проблем: сексизм, мало возможностей для работы, здесь важно иметь родственные связи и разные знакомства. К тому же всюду требуется опыт. Моя двоюродная сестра получила диплом бухгалтера, но не может устроиться на работу из-за отсутствия опыта.

Много моих знакомых уезжает жить в Россию, Южную Корею, даже в США. Есть те, кто едет работать в Алматы и столицу. У меня нет никаких связей, я добиваюсь всего своими силами».


Высших учебных заведений в Алматинской области, по данным Бюро нацстатистики за прошлый год, всего 3. Возможно, это связано с тем, что в ближайшем для региона крупном городе – Алматы – исторически много учебных заведений, одних только вузов 45.

При таком раскладе резонно получать образование в близлежащем крупном городе с университетскими традициями. Но есть существенная разница между уровнями жизни и доходов у Алматы и Алматинской области, которая делает образование в Алматы для ребят из области финансово непосильным.

Возможно, по этой причине более популярны колледжи – более бюджетный вариант обучения. В Алматинской области их 68.



Над материалом работала: Айгерим Тлеубаева

Следите за нами в интернете