Ведением социальных сетей сейчас занимаются и крупные креативные агентства, и частные лица. За наполнение инстаграма и других социальных сетей красивыми фотографиями и вдохновляющим постом частный «эсэмэмщик» просит от 100 тысяч тенге в месяц. Крупные бренды обращаются в агентства, где над их стратегией присутствия в соцсетях работает группа специалистов. Они предлагают контент-план постов для каждой из платформ и оговаривают желаемые темы. Мы поговорили с SMM-специалистом одного из казахстанских банков о том, как изнутри выглядит его работа и от каких стереотипов нужно избавиться.
Хадиша Акаева, Семей
– Что такое SMM?
– Как расшифровывается SMM лет 10 назад знали единицы. Тогда социальные сети не воспринимались как площадки, на которых можно продвигать бренды, продавать товары, вести коммуникации с потребителем. Сегодня же SMM — это must have для бренда, ведь аккаунты в социальных сетях не только выстраивают имидж, но и помогают бизнесу продвигаться.
– Как вы стали SMM-специалистом?
– В 2010 году я работал в call-центре сотового оператора в Ташкенте. Во время обслуживания клиентов по телефону заняты только уши и язык, а глаза и руки – свободны, поэтому сидел в социальных сетях. Однажды увидел страницу конкурирующего бренда, на котором публиковались новости сотового оператора. Поискал страницу компании, в которой я работал, нашел. Но она не велась так активно, как у конкурентов. Написал администратору страницы, что было бы круто и нам выкладывать на постоянной основе новости компании. Неожиданно, и к моему удивлению, я получил права администратора. Администратором оказался сотрудник департамента маркетинга, а времени на SMM у него не хватало. Он поверил в меня. И у меня получилось. Страница зажила новой активной и интересной жизнью. Так я попал в SMM, в департамент маркетинга.
– С какими стереотипами о вашей профессии вы сталкивались?
– Как правило, говорят, что «эсэмэмщики» — бездельники. Целыми днями сидят в социальных сетях, и за это им платят.
– Как выглядит ваш рабочий день?
– Я работаю почти сутками. Отрываюсь от смартфона только чтобы поспать, искупаться и побыть с семьёй. Но зачастую последнее мне даётся не просто.
– Что нужно делать, чтобы быть успешным SММ-щиком?
– Нет чёткой формулы успеха. Каждый SMM-специалист работает по своим правилам. Но важно не бояться экспериментировать и допускать ошибки. Чтобы публикации набирали высокую вовлеченность и виральность (это такая характеристика, которая определяет популярность материала в сети), нужна провокация. И если некоторые провокации хорошо заходят аудитории, то другие могут оказаться фатальными. На своём Telegram-канале «Будни #bdSMM-щика» я как раз рассказываю об успешных кейсах и фейлах.
– Какие качества должны быть у SMM-специалиста?
– Так как SMM-специалист транслирует свои публикации на массы, нужно быть стрессоустойчивым в первую очередь. Сколько людей — столько мнений. Тем более в социальных сетях пользователи позволяют себе больше, чем в реальной жизни, поэтому в комментариях можно получить различную обратную связь.
Конечно, чтобы создавать ежедневно контент, нужно быть творческим человеком. Не помешает критическое мышление, креативность, умение правильно выражать свои мысли в тексте или вижуале. Добавим немного безбашенности и смелости — получается крутой специалист.
– Нужно ли образование, чтобы заниматься SMM?
– Профессии не учат в университетах, но это не значит, что должного образования не нужно. Социальные сети меняют свои алгоритмы на постоянной основе, поэтому важно получить профильное образование на специальных курсах. К примеру, на netology.ru есть хорошие курсы для начинающих SMM-специалистов. Ну, а высшее образование и любознательность только помогут мыслить шире.
– Много ли зарабатывают на SMM?
– Доходы «эсэмэмщика» прямо зависят от навыков, которые есть у специалиста. Есть «эсэмэмщики», которые создают контент, есть «эсэмэмщики», которые виртуозно общаются с подписчиками и отрабатывают комментарии, а есть «эсэмэмщики», которые умеют и то, и другое. Соответственно, у последних доход выше. В целом, да, в SMM можно заработать хорошие деньги.
– Какие еще умения могут пригодиться?
– SMM-специалист — это не просто специалист, который публикует посты в соцсетях и отвечает на поступающие комментарии. Нужно ещё уметь анализировать свою работу, оцифровывать результаты. Это можно делать вручную (очень сложно) или с помощью специальных инструментов: LiveDune, SocialBakers. Эти инструменты ещё помогут анализировать активность других брендов, в частности, конкурентов. Анализ помогает найти слабые моменты и понять в каких местах ваши действия сильны.
Фото на главной: pixabay.com