Он уже побывал на Шымбулаке и Медеу, прошел по базарам и центральным паркам Алматы, участвовал в уборке одного из городских дворов и посетил больницу. «Мне было интересно увидеть незнакомую страну, которая имела другую социальную и культурную динамики. – говорит он. – Также мне любопытно, что думают казахи о своей идентичности в контексте СССР и перехода от более кочевого прошлого к настоящему».
Томирис Жолдасова, Ирина Медникова
Кеннет Палмер – студент Гарварда и уроженец штата Канзас, США, – проходит стажировку в национальном офисе Молодежной информационной службы Казахстана, он приехал в Казахстан по программе грантов Вайсман от своего университета. Он живет в Алматы уже месяц.
Изучая историю, литературу и славянские языки, и, как многие американцы, практикуя волонтерство, он решил отправиться в постсоветское пространство. Здесь часто встречается русский язык, здесь есть возможность практиковать русский, не посещая Россию, – объясняет он свой выбор. Молодежная информационная служба Казахстана заинтересовала молодого человека, потому что одним из направлений нашей деятельности являются права человека. Он признается, что «испытывает сильный интерес к правам человека, правам женщин, правам ЛГБТ».
«В процессе работы в МИСК я получил возможность поговорить с руководителями разных НПО. Этот опыт был полезен в том плане, что дал картину, какие проблемы важны для людей. Например, недавно у нас прошла встреча с основательницами Казахстанской феминистической инициативы «Феминита». Они рассказали мне, каково быть представителем ЛГБТ-сообщества в Казахстане», – поделился стажер.
По словам Палмера, и в Казахстане и в США существует конфликт поколений. Он заметил, что в Казахстане молодежь хочет перемен и роста, в то время как пожилые люди ностальгируют по советской системе. В Америке молодежь тоже выступает за новые реформы, в то время как их родители, дедушки и бабушки не хотят нарушать выстроенную систему демократии. Вторая схожесть, как думает Кеннет, заключается в том, что и казахстанцы, и американцы верят в свою страну и в свое правительство, даже если у них есть критические замечания ко второму.
И американцы, и казахи, по его мнению, еще схожи тем, что считают, что их страны «великие». Такое отношение иногда создает игнорирование реальных проблем, думает Кеннет.
«Третья схожесть: и американцы, и казахи участвуют в общественных процессах с чистыми намерениями. – делится наблюдениями Кеннет. – Этим они хотят помочь своим семьям или общинам, но иногда не знают, как поступить для более эффективного результата. Также часто у американцев и казахстанцев существуют предубеждения, которые мешают сделать правильный политический выбор».
На вопрос, какой важный исторический момент развития он наблюдает в Казахстане, Кеннет ответил: «Я вижу, что Казахстан сейчас активно старается интегрироваться в мировое сообщество. Мне, например, интересно как EXPO повлияет на положение вашей страны в мире».
Говоря о людях, Кеннет уже успел заметить, что казахстанцы очень приветливые и дружелюбные.
«Они были очень терпеливы, несмотря на языковой барьер, хотя я переживал, как меня здесь встретят, как я смогу завязать дружеские отношения», – поделился он.
По приезду первое, что бросилось Кеннету в глаза и удивило его, это традиция пить чай, и даже предпочитать его кофе. Он считает, что местная еда «чрезвычайно» вкусна. Правда без казусов тоже не обошлось: наш стажер уже пережил пищевое отравление и побывал в инфекционной больнице.
«Видимо, я был заражен сальмонеллезом – это бактерии, которые попадают в организм через пищу или воду. В итоге, я оказался в больнице, не имея возможности общаться с друзьями и коллегами. Мне предложили остаться там на пять дней. Я этого не хотел. Из-за моего плохого русского я не мог объяснить им, что хочу домой. Но в конце концов, с помощью моей замечательной коллеги из МИСК, я вернулся домой в тот же день и просто принимал лекарства. Наверняка многие подумают, что это страшный опыт – заболеть в чужой стране, но благодаря этому я узнал много нового о больницах в Алматы. Например, поездка в карете скорой помощи была совершенно бесплатной, что является невиданным и удивительным явлением в США», – не огорчается наш гость.
Для того, чтобы позабыть этот неудачный гастрономический опыт, МИСК организовал казахский обед. За большим дастарханом собрались все сотрудники и волонтеры, и застолье сопровождала краткая презентация казахской кухни: на флип-чарт были записаны названия всех блюд, находящихся на столе, и все помогали американцу тренироваться в их произношении. После обеда Кеннет составил топ любимых традиционных казахских блюд: на первом месте без сомнений оказались «қазы», на втором – «ірімшік», на третьем – «сүзбе», заправленный «қаймақом».
Кеннет успел посетить несколько туристических мест в Алматы: Шымбулак, Медеу, Зеленый базар и Парк Горького и даже принял участие в субботнике Дениса Кина, но больше всего его впечатлила архитектура наших улиц.
«Я шел по улице Абая и смотрел на то, как проложены улицы; на эти здания пастельных оттенков, проходил рядом с бывшей Советской площадью и видел жилые комплексы. Все это время я думал: как этот город на самом деле строился, какая это, должно быть, богатая история».