«Я не ощущаю, что поступила в университет и стала студенткой». Каково учиться в карантин

25 сентября 2020 г. Молодежь

В этом году из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 у одиннадцатиклассников не было выпускных вечеров, они пропустили и торжественное вручение аттестатов. Грань, когда ты заканчиваешь школу и ощущаешь, что это the end of an era (конец эпохи), у них была стерта. Эти же люди стали онлайн-первокурсниками. Мы поговорили с пятью новоиспечёнными студентами, чтобы узнать каково это – начинать учёбу в университете, не зная в лицо своих преподавателей и однокурсников. 

Аслан Асланов

18 лет
Студент 1 курса факультета международного права института Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая (Алматы)
Место проживания – Алматы
Финансирование обучения – платная основа

– Каково тебе так учиться?

– Проводить свой первый курс за компьютером просто ужасно. Знания, которые мы получаем, поверхностны, и нет обратной связи; преподаватель постоянно переспрашивает, слышно ли нам его. Например, мы сейчас учим французский, и там важно четкое произношение звуков и букв. Не понимаю логики нашего министерства образования: первые классы идут в школу, потому что закладывается фундамент для всех остальных лет. Но тогда студенты первого курса тоже должны пойти в университет. Я задал этот вопрос министру образования Асхату Аймагамбетову в Instagram, но ответа не получил. Мы успели встретиться с теми одногруппниками, которые живут в Алматы. В нашей группе есть парень из Бишкека и одна девушка из Ташкента. Все организационные вопросы как староста решаю я.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

Я подавал документы офлайн. С eGov.kz постоянно возникали проблемы, и нас попросили подойти в университет. 26 августа меня включили в общую группу факультета, а дальше мы сами создали чат своей группы и чаты по предметам.

Во время ориентационной недели по Zoom каждый день шли конференции о студенческой мобильности, почему нельзя давать и брать взятки. Сказали, что третьего сентября начнется учёба, но третьего сообщили, что начнется она седьмого.

– Как проходят занятия?

– Пары начинаются в девять утра, много времени уходит на проверку связи. И каждые сорок минут конференция в Zoom вылетает – мы заново переподключаемся. Это очень неудобно, учитывая, что одна пара длится пятьдесят минут. Посещаемость высокая, но эффективность обучения низкая. У меня были другие ожидания. Это же государственный вуз, и я шел с полной уверенностью, что все будет организовано четко. Хочется выйти на протест и потребовать вернуть офлайн-обучение. Вдвойне обидно, что мы заплатили за одну форму обучения, а получаем другую, с совсем низким качеством. В онлайн-обучении есть плюс для тех, кто работает: удобно совмещать с работой.

– Расскажи о первом дне учёбы.

– Занятия начались с седьмого сентября. Нам скинули в чат ссылку на конференцию, шел французский язык. У нас все предметы полны пропаганды. Я был готов, но я это ненавижу. На истории Казахстана говорят о Назарбаеве, на уроке казахского тоже хвалят Назарбаева, якобы он создал прекрасные условия для развития государственного языка. Когда занятия идут онлайн, спорить нет желания.

– Что ты делаешь в свободное время?

– В свободное время я читаю книги, смотрю лекции, слушаю аудиокниги, гуляю с друзьями.

Милана Ибрагимова

18 лет
Студентка 1 курса факультета художественного труда, графики и черчения Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова (Талдыкорган)
Место проживания – село Балпык би (Алматинская область)
Финансирование обучения – государственный грант местного исполнительного органа

– Каково тебе так учиться?

– Ожиданий никаких не было, дистанционно учиться оказалось довольно интересно. Но я, конечно, жду, когда мы начнём ходить в университет. Учеба и выполнение домашнего задания занимают практически весь день. В нашей группе всего два человека: я и девочка, с которой мы учились в параллельных классах в школе. Но занятия проходят, в основном, со всем потоком.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

Документы мы подали дистанционно, и нам помогал виртуальный ассистент на сайте университета. Мы их отсканировали и загрузили на eGov.kz. Это заняло два дня, потому что порой портал зависал. Примерно через месяц, чтобы узнать, поступила я или нет, мы позвонили по номерам, указанным на сайте ВУЗа. Там нам подсказали сайт с результатами. После того, как я нашла свою фамилию в списке выигравших грант на обучение, поехали с документами в университет. Еще когда мы сдавали творческий экзамен, для нас создали группу в WhatsApp. Это сделал наш куратор – он и принимал экзамен – и попросил, чтобы мы ему написали, если поступим. Первая неделя сентября была ориентационной: нас знакомили с предметами, которые будем изучать, расписанием.

– Как проходят занятия?

– Сначала мы занимались в Webex, а потом перешли на Google Meet. По просьбе преподавателей сидим с включенными камерами, процессу обучения это не мешает, проблем с интернетом тоже нет. Урок начинается с проверки посещаемости, затем идет объяснение темы и вопросы. Мне пока нравится, что я нахожусь дома: пять минут и уже на занятиях, вокруг уютная комфортная обстановка.

– Расскажи о первом дне учёбы.

– Это был понедельник, 7 сентября, и я волновалась. Но когда познакомились с однокурсниками, хоть и онлайн, стало спокойнее. Первые лекции были по политологии и культурологии. У нас имеется электронный журнал с расписанием и оценками, информацией о преподавателях, там же ссылки: переходишь по ним – ты на уроке.

– Что ты делаешь в свободное время?

– Его не так много, поэтому стараюсь проводить свободные часы с пользой: читаю книги, смотрю фильмы, помогаю по дому, рисую. Сейчас мой образ жизни отличается от того, каким он был в школе.

Гаидэ Байразова

17 лет
Студентка 1 курса факультета международных отношений Университета международного бизнеса (UIB) (Алматы)
Место проживания – Алматы
Финансирование обучения – государственный грант


– Каково тебе так учиться?

– Первый курс самый важный, фундаментальный в вопросах формирования круга общения в университете, налаживания контактов с преподавателями. Сейчас вводят новые дисциплины, и мне немного сложно. UIB славится студенческой жизнью, хочется быть ее частью. У нас даже не будет посвящения. Из-за того, что мы лишены этих возможностей, у нас падает желание учиться. Ты сидишь целыми днями у компьютера и с телефоном – стимулу учиться тут нет места.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

– Я рада, что была возможность с опозданием предоставить документы. Представьте очереди в больницах в разгар пандемии, а тебе нужна медицинская справка. К тому же результаты поступления на грант постоянно отодвигали. Когда уже началась подача документов, мы все ещё не знали, куда я поступила. Портал eGov.kz постоянно зависал, техническая поддержка не отвечала на звонки. Представители университета говорили то одну информацию, то другую. В итоге мы подали документы через национальный центр тестирования. После того, как узнала, что выиграла грант, через несколько дней меня попросили прийти в университет.

В UIB есть организация UIB Team, которая помогает с организационными вопросами. У нашей группы был свой эдвайзер, который открыл чат в WhatsApp. Случилось это за день до начала обучения. Эдвайзер – студент второго курса – в каких-то моментах теряется сам.

– Как проходят занятия?

– Занятия проходят через Microsoft Teams. Плохо то, что нет никакого контакта с преподавателями, многие списывают, подглядывают при ответах. Я стесняюсь разговаривать с людьми, если не знаю их лично, и мне бывает страшно задать вопрос на парах. Студенты друг друга постоянно перебивают, очередь задать вопрос часто вообще не доходит до меня. К тому же нет рабочей атмосферы: ты сидишь в домашней одежде, в соседней комнате спят родители. Не надо рано просыпаться и тратить время на дорогу – это плюс.

– Расскажи о первом дне учёбы.

– Было страшно, потому что я никого не знала. Согласно расписанию, мы проходили по ссылкам и попадали на урок. Помню, как путала семинары с лекциями (лекция идет два часа, а семинар – пятьдесят минут). Некоторые учителя отмечают посещаемость, проверяют, кто в конце лекции сдал тест, а кто – нет. У нас в семье один школьник и два студента. Интернет иногда не выдерживает и отключается. Бывает, что такое случается в процессе тестирования, и это неприятно. Зато встречаемся на кухне на переменах (смеется). Некоторые преподаватели требуют, чтобы мы включали камеры, но тогда зависает программа, и с камерой потом остается лишь учитель.

– Что ты делаешь в свободное время?

– Свободного времени почти не остается: нам задают много домашней работы. Вместе с учебой появилась ответственность – я лучше разберу какую-то тему, чем пойду гулять. У нас есть приложение, куда надо загружать домашние задания, и, если ты вовремя это не делаешь, отнимают балл.

Бекежан Кумарбек

18 лет
Студент 1 курса архитектурно-строительного факультета Евразийского национального университета (Нур-Султан)
Место проживания – Нур-Султан
Финансирование обучения – государственный грант

– Каково тебе так учиться?

– Последняя четверть в школе прошла в онлайн-формате, поэтому мне нормально учиться онлайн и сейчас. Тем более пошла уже третья неделя; к Zoom, Microsoft Teams, мессенджерам привыкаешь быстро. Онлайн-обучение экономит время и деньги на транспорт. Мне до университета ехать на автобусе два часа – пришлось бы вставать в шесть или семь утра. Но есть и минусы: ты не знаком с одногруппниками, случаются технические неполадки, приходится по несколько раз переспрашивать, когда происходят сбои в сети.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

– Из-за того, что я проживаю в Астане, сразу отнес документы в университет. Но многих запутали: говорили, что можно подать и онлайн, но затем все равно звали в университет. Я пришел в семь утра и оказался в очереди двести тридцатым человеком. Документы приняли лишь к восьми вечера. Со мной вместе в очереди стояли люди, которые приехали из других городов, и вечером их ждал обратный поезд.

Сказали, что куратор свяжется с нами через несколько дней, добавит в WhatsApp-чат. Но из-за большого потока людей меня добавили в чат группы лишь третьего сентября. Ориентационной недели не было. Четвёртого сентября началась учёба. Как будет проходить процесс обучения, нам уже рассказали сами учителя на парах.

– Как проходят занятия?

– Обычные пары длятся по пятьдесят минут, лекции – по девяносто. Говорили, что все будет организовано через Zoom, но быстро поняли, что он неудобный, и сейчас мы занимаемся через Microsoft Teams. Посещаемость занятий хорошая: за ней следит староста. Но есть и те, кто живет в селах, где плохой интернет, часто отключают свет, и им из-за этого не удается подключиться.

Многое приходится изучать самим, а библиотека закрыта. Электронной библиотекой пользоваться неудобно: я привык к бумажным книгам.

– Расскажи о первом дне учёбы.

– Посмотрел расписание на Platonus (онлайн-платформа для управления учебными процессами в ВУЗах), первая пара была в девять утра. Через старосту нам в чат отправили ссылку на Zoom. Помню неловкое молчание из-за того, что никто друг друга не знал и не видел в жизни. Это было странно. Жду, когда закончится первый семестр и мы начнем второй в офлайн-формате. Хочется познакомиться с одногруппниками, преподавателями.

– Что ты делаешь в свободное время?

– Свободного времени мало, и я провожу его в интернете в поисках информации по предметам. Два-три раза в неделю общаемся с одногруппниками через мессенджеры.

Зоя Григоренко

18 лет
Студентка 1 курса факультета международного права Университета КАЗГЮУ имени М. С. Нарикбаева (Нур-Султан)
Место проживания – Алматы
Финансирование обучения – платная основа


– Каково тебе так учиться?

– В моем университете другая система образования: она равняется на зарубежную. То есть у нас нет определенной группы: я могу сидеть на одном предмете и со студентами четвертого курса, и второго. Мы сами выбираем предметы, дни, преподавателей. Сейчас, так как с преподавателями мы не знакомы, выбираем вслепую. Ожидания были другими: ты понимаешь, что должно быть что-то другое, отличающееся от школы. У нас проходили тренинги через Zoom, но все равно оставалось много непонятного, много вопросов.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

– Сначала я подала документы онлайн: отсканировала, загрузила на сайт. Ждала ответ несколько дней, думала, придёт хоть какое-то уведомление. Но этого не случилось – я начала переживать. Срок приема документов заканчивался, я поехала в Астану и подала офлайн.

У университета есть открытый Telegram-чат, куда могут присоединяться все, кто хочет. Там есть общая информация, а основную нам рассылали индивидуально в WhatsApp. Во время ориентационной недели в день проходили две конференции. Рассказывали, через какие платформы мы будем заниматься, куда загружать домашние задания, об организациях, которые есть в университете, как связаться с ректором и эдвайзером. Помимо Zoom есть Canvas и Platonus: в Canvas выставляют оценки, выкладывают задания, нужные ссылки, а в Platonus можно посмотреть и изменить расписание.

– Как проходят занятия?

– Мы занимаемся по Zoom, пары длятся от семидесяти пяти до ста минут. Но это неудобно, и он меня раздражает. Я люблю живое общение, знакомства с людьми. Преподаватели поощряют, когда студенты задают вопросы, часто они сами начинают дискуссию. Но из-за того, что в Zoom может сидеть одновременно пятьдесят человек, а иногда и больше, все друг друга перебивают. В итоге ты не можешь выразить свое мнение, говорят самые пробивные. Бывает, Zoom вылетает – приходится заново подключаться. Посещаемость проверяют только на некоторых предметах. Ещё нас просят включать камеры, и, если у тебя выключенная камера, пишут, что ты отсутствовала на паре. Мне сложно знакомиться онлайн, поэтому не могу найти единомышленников и обсудить домашние задания, например. В плане учебы тоже тяжело: некоторые предметы на английском. Я не ощущаю, что поступила в университет и стала студенткой. Я просто сижу за столом, слушаю человека в Zoom, делаю задание и все. Обидно, что у нас и посвящения не будет. Начала себя хуже чувствовать сейчас, нет желания учиться.

– Расскажи о первом дне учёбы.

Сильно нервничала. Шла пара философии: все молчали, я ответила самая первая на вопрос преподавателя, но после этого не отвечала, потому что уже было много желающих. Я надеюсь, мы скоро перейдем в офлайн. Вспомнила, как в школе у нас не было выпускного: мы сидели в метре друг от друга, не могли обнять никого, при вручении аттестата нам даже не пожали руки. И теперь в университете тоже все непонятно.

– Что ты делаешь в свободное время?

– Свободного времени много, пары начинаются в 13:30 и заканчиваются в 17:00. Я прохожу кондитерские курсы, утром читаю, вечером пеку, вижусь с друзьями. Жизнь не сильно изменилась.

Ғайни Мұхтарқызы

18 лет
Студентка 1 курса факультета химической инженерии Назарбаев Университета (Нур-Султан)
Место проживания – Кызылорда
Финансирование обучения – государственный грант

– Каково тебе так учиться?

– Ожидала большего и думала, что будет интереснее. Почти все уроки идут асинхронно. Но в целом мне нравится: это лучше, чем сидеть на занятиях в жизни. Я интроверт – может, поэтому. Я до этого не была знакома с социальной жизнью университета и не чувствую, что теряю что-то важное. Записалась в волонтерский клуб, мы уже провели одно мероприятие в онлайн-формате.

– Как проходят занятия?  

– У нас в университете нет понятия группы. У одного профессора учишься один семестр, потом у другого. Я пока из студентов ни с кем не познакомилась. Но мои знакомые из школы, кто поступил вместе со мной, присутствуют в различных чатах в Telegram, играют в мафию, например.

– Какими были процесс подачи документов и ориентационная неделя?

– Мы сдавали документы еще зимой: сначала онлайн, затем отправили через почту EMS. А весной уже стало известно, что я поступила. Ориентационная неделя началась десятого августа. На почту приходили ссылки на Zoom, мы проходили по ним на конференции и знакомились с университетом, регистрировались на курсы. В специальной программе мы смотрели расписание и записывались на курсы. У каждого профессора свой подход: некоторые снимают себя на видео и отправляют его или скидывают ссылку на YouTube, другие ведут занятия через Zoom. Мы просматриваем их и выполняем домашнее задание, когда нам удобно.

– Расскажи о первом дне учёбы.

Учеба началась семнадцатого августа. Помню, что боялась задавать вопросы, особенно по физике. Физика не была моим профильным предметом в школе – пришлось базу «строить» самой. Посещаемость проверяли ассистенты профессора, за это тоже ставят баллы.

– Что ты делаешь в свободное время?

– В свободное время я смотрю тиктоки, иногда готовлю, рисую и читаю книги. На занятия уходит около трёх часов в день, а на самостоятельное обучение я трачу по восемь часов. 

Следите за нами в интернете