ИНСТРУКЦИЯ: КАК ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ В ПОЛИЦИЮ

Ежедневно в Казахстане в среднем регистрируется 667 преступлений. Такие данные за 2019 год даёт Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.

При этом с заявлением в правоохранительные органы готовы обратиться 75,6% респондентов, в отношении которых были совершены какие-либо преступления или противоправного действия.

Согласно данным этого же ведомства, те, кто не готовы обратиться в правоохранительные органы в случае совершения в отношении них правонарушения, называют следующие причины: не верят в положительный результат работы правоохранительных органов – 31,2%; не хотели бы огласки – 27,6%; считают, что правоохранительные органы коррумпированы – 8,8%; считают, что это занимает много времени по причине волокиты – 32,4%.

Цифры говорят о том, что минимум четверть правонарушений остаётся без внимания органов правопорядка: пострадавшие просто не сообщают о произошедшем. Это известно и самим преступникам, которые, понимая свою безнаказанность, идут на следующие преступления. Таким образом, процент заявлений о правонарушениях в уполномоченные органы может влиять на возможность правонарушений в будущем.

Сегодня в Казахстане существует два варианта подачи заявления в полицию: онлайн и офлайн.

Онлайн-заявление

Подать заявление удалённо можно на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.

Онлайн-процедура позволяет выбрать: использовать ЭЦП или обойтись без неё. И в том, и в другом случае предусмотрена пошаговая инструкция. Если необходимо, заявитель может прикрепить доказательства преступления в электронном виде. Кроме того, есть функция получения уведомлений о состоянии обращения на электронную почту и по СМС при указании номера телефона.

Основное преимущество онлайн-заявления: его точно зарегистрируют, присвоив номер, который отобразится на экране. Его необходимо сохранить, так как именно он позволяет отслеживать статус заявления.

Офлайн-заявление

Традиционный способ может показаться легче электронного: не у каждого заявителя есть доступ к интернету, кого-то пугает перспектива разбираться в инструкциях. Однако, если заявитель идёт в отдел полиции, особенно впервые, необходимо знать важные детали:

  • заявление можно написать в любом отделении полиции;
  • отказ в приёме обращения запрещается (пункт 1 статьи 7 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»);
  • заявителю выдаётся талон – доказательство обращения – с указанием даты и времени обращения, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение (пункт 3 статьи 6 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»);
  • талон позволяет проверять статус заявления в отделении полиции и онлайн.

Если заявление принято, но результатов нет?

Проверять информацию о заявлении рекомендуется спустя сутки после обращения. Если органы бездействуют – нужно жаловаться, и здесь есть такие варианты:

  • жаловаться онлайн на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК: необходимо указать данные заявителя и в произвольной форме описать нарушения, допущенные государственным органом.
  • жаловаться офлайн в следующем порядке: начальнику следственного отдела, начальнику отделения, в котором было написано заявление, прокурору или в суд (пункт 1 статьи 105 Уголовно-процессуального кодекса РК): на бездействие должностного лица нужно жаловаться в первую очередь его непосредственному руководству, и лишь в случае его бездействия – жаловаться в вышестоящие инстанции.

Так же, как и заявление, жалобу обязаны зарегистрировать и выдать заявителю талон с уникальным 18-тизначным номером; проверить её статус можно на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.

Жалоба рассматривается в течение семи суток с момента её получения, в исключительных случаях – до пятнадцати (пункт 2 статьи 105 Уголовно-процессуального кодекса РК). В случае отказа в удовлетворении жалобы уполномоченные органы обязаны объяснить его причины (пункт 4 статья 105 Уголовно-процессуального кодекса РК). Если в течение указанных сроков ответа на обращение нет, заявитель имеет право жаловаться дальше: в вышестоящую инстанцию.

И помните: когда вы не сообщаете о преступлении, вы лишаете сотрудников правоохранительных органов их работы.

Следите за нами в интернете