Ежедневно в Казахстане в среднем регистрируется 667 преступлений. Такие данные за 2019 год даёт Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
При этом с заявлением в правоохранительные органы готовы обратиться 75,6% респондентов, в отношении которых были совершены какие-либо преступления или противоправного действия.
Согласно данным этого же
ведомства, те, кто не готовы обратиться в правоохранительные органы в случае
совершения в отношении них правонарушения, называют следующие причины: не верят в
положительный результат работы правоохранительных органов – 31,2%; не хотели бы огласки
– 27,6%; считают, что правоохранительные органы коррумпированы – 8,8%; считают, что это занимает
много времени по причине волокиты – 32,4%.
Цифры говорят о том, что минимум четверть
правонарушений остаётся без внимания органов правопорядка: пострадавшие просто
не сообщают о произошедшем. Это известно и самим преступникам, которые, понимая
свою безнаказанность, идут на следующие преступления. Таким образом, процент заявлений
о правонарушениях в уполномоченные органы может влиять на возможность правонарушений
в будущем.
Сегодня в Казахстане существует два варианта
подачи заявления в полицию: онлайн и офлайн.
Онлайн-заявление
Подать заявление удалённо можно на сайте
Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.
Онлайн-процедура позволяет выбрать: использовать
ЭЦП или обойтись без неё. И в том, и в другом случае предусмотрена пошаговая
инструкция. Если необходимо, заявитель может прикрепить доказательства
преступления в электронном виде. Кроме того, есть функция получения уведомлений
о состоянии обращения на электронную почту и по СМС при указании номера
телефона.
Основное преимущество онлайн-заявления: его
точно зарегистрируют, присвоив номер, который отобразится на экране. Его
необходимо сохранить, так как именно он позволяет отслеживать статус заявления.
Офлайн-заявление
Традиционный способ может показаться легче
электронного: не у каждого заявителя есть доступ к интернету, кого-то пугает
перспектива разбираться в инструкциях. Однако, если заявитель идёт в отдел
полиции, особенно впервые, необходимо знать важные детали:
- заявление можно написать в любом отделении
полиции;
- отказ в приёме обращения запрещается (пункт 1
статьи 7 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических
лиц»);
- заявителю выдаётся талон – доказательство
обращения – с указанием даты и времени обращения, фамилии и инициалов лица,
принявшего обращение (пункт 3 статьи 6 Закона РК «О порядке рассмотрения
обращений физических и юридических лиц»);
- талон позволяет проверять статус заявления в
отделении полиции и онлайн.
Если заявление принято, но результатов нет?
Проверять информацию о заявлении рекомендуется
спустя сутки после обращения. Если органы бездействуют – нужно жаловаться, и
здесь есть такие варианты:
- жаловаться онлайн на сайте
Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры
РК: необходимо указать данные заявителя и в произвольной форме описать
нарушения, допущенные государственным органом.
- жаловаться офлайн в следующем порядке: начальнику
следственного отдела, начальнику отделения, в котором было написано заявление,
прокурору или в суд (пункт 1 статьи 105 Уголовно-процессуального кодекса РК):
на бездействие должностного лица нужно жаловаться в первую очередь его
непосредственному руководству, и лишь в случае его бездействия – жаловаться в
вышестоящие инстанции.
Так же, как и заявление, жалобу обязаны
зарегистрировать и выдать заявителю талон с уникальным 18-тизначным номером;
проверить её статус можно на сайте
Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры
РК.
Жалоба рассматривается в течение семи суток с
момента её получения, в исключительных случаях – до пятнадцати (пункт 2 статьи
105 Уголовно-процессуального кодекса РК). В случае отказа в удовлетворении
жалобы уполномоченные органы обязаны объяснить его причины (пункт 4 статья 105
Уголовно-процессуального кодекса РК). Если в течение указанных сроков ответа на
обращение нет, заявитель имеет право жаловаться дальше: в вышестоящую
инстанцию.
И помните: когда вы не сообщаете о
преступлении, вы лишаете сотрудников правоохранительных органов их работы.