МИСК поддерживает День солидарности с гражданским обществом Беларуси

28 ноября 2015 г. Проекты

C 4 августа 2012 года во многих странах мира ежегодно проходит Международный день солидарности с гражданским обществом Беларуси. Данной акцией в первую очередь мы хотим поддержать представителей гражданского общества Беларуси в их нелегкой работе и борьбе за свободу. А также привлечь внимание людей разных стран к Беларуси и сегодняшней ситуации в этой стране.

В этот раз, помимо ставшего уже традиционным тезиса о том, что «солидарность сильнее репрессий», мы предлагаем обратить особое внимание на молодых активистов и солидарность с ними, а также на отстаивание гуманистических ценностей в культуре и искусстве.

4 августа 2011 года был арестован известный беларусский правозащитник Алесь Беляцкий, и год спустя ряд гражданских организаций решили объявить именно этот день Днем солидарности с гражданским обществом Беларуси. Алесь, к счастью, был досрочно освобожден по амнистии 21 июня этого года, и смог вернуться к своей правозащитной работе после почти 1000 дней в заключении.

Однако в целом ситуация в Беларуси практически не изменилась, как не меняется она в течение последних 20 лет. Обязательства соблюдать права человека для властей Беларуси по-прежнему остаются лишь декларацией, по большому счету ни к чему их не обязывающей: в стране по-прежнему применяется смертная казнь, люди сидят в тюрьмах за свои политические взгляды, ограничиваются свободы выражать свое мнение, объединяться с другими, проводить митинги и собрания.

Но, несмотря на все проблемы и вызовы, в Беларуси действуют сильные гражданские организации и инициативы, продолжают работать правозащитники и активисты, которые стараются менять ситуацию, продвигая ценности равенства, ненасилия и прав человека. И среди них много молодых людей и молодежных инициатив.

Акция солидарности с ними — это возможность выразить им нашу поддержку и показать, что они не одиноки в своей борьбе, а также рассказать жителям разных стран и городов об этих борцах за свободу и повторить на разных языках: «Солидарность сильнее репрессий!».

Что можно сделать 4 августа?

Индивидуальные действия:

1. Написать письмо со словами поддержки кому-то из беларуских политзаключенных, их родным и близким http://palitviazni.info/vid/z-pazbaulenniem-voli?lang=ru

2. Отправить открытку (или письмо поддержки) в правозащитные и гражданские организации Беларуси http://by.soli-day.org/node/85

3. Поделиться с другими личной историей о Беларуси и представителях беларусского гражданского общества, изложив ее в своем блоге и/или прислав на адрес рабочей группы акции: by-soliday@hrgroups.org. Лучшие истории будут опубликованы на сайте.

4. Сфотографироваться с эпиграфами ( здесь можно увидеть примеры таких действий) или с васильком на фоне мест, связанных с Беларусью или хранящих какую-то беларускую историю (может в вашем городе есть дом, где жил и творил кто-то из беларуских поэтов или, например, улица Минская) Прислать на адрес by-soliday@hrgroups.org.

5. Загадать светлое желание про будущее Беларуси и подумать о конкретных шагах по его достижению (н-р, отмена смертной казни, принятие эффективных мер по борьбе с пытками, восстановление в правах осужденных по политическим мотивам, облегчение условий функционирования гражданского общества, Возобновление сотрудничества с международными правозащитными институтами).

Информационные действия:

1. Распространить информацию о 4 августа с приглашением присоединиться через свой блог в социальных сетях, сайт и т.д.

2. Повесить баннер акции на своем информационном ресурсе.

3. Распространить василек как символ акции:

- прикрепить его к своей аватарке в соц сетях http://www.picbadges.com/badge/2653827/#,

- подарить василек (бумажный http://bit.ly/1s2KnpH или в горшочке) окружающим людям и рассказать о Дне солидарности

4. Писать сообщения по тематике акции и сообщать о своих действиях в Twitter и Facebook (с хештегом #4Aug).

5. Написать краткий текст о ситуации в Беларуси, о гражданские и правозащитных организациях и прислать их по адресу by-soliday@hrgroups.org

6. Рассказать о людях и организациях, которые своими действиями создают творческие, активистские, экологические и иные альтернативы (мы были бы особенно рады рассказам о молодых гражданских лидерах): http://by.soli-day.org/heroes

Просветительские действия:

1. Провести акцию в своем городе или стране, чтобы обычные люди узнали о том, что происходит в Беларуси с правами человека и гражданским обществом сегодня. Расскажите им о тех регулярных действиях, к которым они смогут присоединиться, когда 4 августа пройдет.

Например, найти Беларусь в своем городе, в своей стране и/или создать такое пространство - сделать символическое переименование улицы или площади именем какой-то правозащитной организации, гражданского активиста или политического заключенного, представителя науки или культуры. Пусть хотя бы на один день в разных городах появляются Площадь Свободной Беларуси, проспект Василя Быкова или улица Алеся Беляцкого. Материалы для акции

2. Провести концерты, читки стихов, уличные художественные акции или другие творческие ивенты, используя материалы беларусских культурных деятелей http://by.soli-day.org/materials

2. Организовать или поучаствовать в кинопоказах, информационных вечеринках, открытых лекциях, уличных фотовыставках или других просветительских мероприятиях, посвященных Беларуси, для широкой аудитории. Например, организовать у себя в городе (офисе, дома и тд) выставку о Беларуси и ситуации там, пригласить всех своих друзей и вместе изучить материалы.

Важно, чтобы о том, что происходит в Беларуси, узнавало как можно больше людей. В разделе«Материалы» вы можете подобрать необходимые материалы для этих мероприятий. А в разделе«Участники» можно посмотреть, что уже организуется в вашем городе или стране.

3. Если же вашего города в списке участников акции пока нет — вы можете стать координатором акции в вашем городе! Напишите нам и мы с радостью поможем сделать это by-soliday@hrgroups.org.

Что дальше?

Регулярные действия:

1.Регулярно размещать информацию о ситуации в Беларуси, о срочных акциях и действиях солидарности на доступных Вам информационных ресурсах, в блогах, соцсетях и т.д.

2.Стать волонтером организации или инициативной группы, которая оказывает поддержку гражданскому обществу в Беларуси в вашей стране (например, «Международная Амнистия»,Международная наблюдательная миссия Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси, беларусские диаспоры в ваших городе/стране и т.д.).

У рабочей группы: by-soliday@hrgroups.org можно запросить информацию о таких группах или организациях.

3. Подружиться с гражданской организацией или группой, журналистами, активистами из Беларуси и оказывать им поддержку. Стать их организацией-побратимом :)

4. Организовать собственную группу солидарности с Беларусью в своем городе или стране. Для этого можно выбрать какого-то одного политзаключенного или отдельную проблему, которая кажется вам наиболее важной.

5. Начать регулярно призывать власти своей страны к более активной позиции в отношении нарушений прав человека в Беларуси. Например, путем подачи межгосударственной жалобы в Комитет по правам человека по поводу регулярного игнорирования Беларусью своих международных обязательств.

Сообщайте нам о готовящихся мероприятиях, присылайте фото и видео, пишите нам по всем вопросам: by-soliday@hrgroups.org.

«... Нужно всеми силами накапливать новые знания, новые подходы и хотя бы пока на уровне исследований создавать новые видения Беларуси, представления о ее трансформации, о том, какой мы видим другую Беларусь».

Ольга Шпарага - кандидат философских наук, эксперт Центра европейских исследований, редактор интернет-журнала «Новая Европа». Автор монографии «Пробуждение политической жизни: Эссе о философии публичности», большого числа научных и публицистических статей на русском и немецком языках, научный соредактор и составитель коллективных монографий.

Доцент Европейского гуманитарного университета. Один из координаторов «Беларускай філасофскай Прасторы» (площадки для философских дискуссий).

Ольга Шпарага размышляет о европейском пространстве и месте в нем Беларуси. Является приверженцем идеи Европы. Она рассматривает Европу с точки зрения базовых ценностей (свободы, прав человека), но в то же время полагает, что в каждой отдельно взятой стране с ее уникальными прошлым и и культурой эти ценности интерпретируются по-своему. По ее мнению, Беларусь - это часть Европы. Главной формой поиска пути страны должен быть диалог («Европейская идея — это ориентир, но мы относимся к ней критически.

Наша задача состоит в том, чтобы вместе с другими европейцами включиться в обсуждение европейской идеи и чтобы через это обсуждение создавать Беларусь»). Считает, что от развития новых независимых проектов зависит будущее страны и потому следует научиться проводить исследования и транслировать их результаты обществу.

Пишет в сферах феноменологии, политической философии и современного искусства.

«Не народ для правительства, а правительство для народа» («Не народ для ўрада, а ўрад для народа»).

«Каго любіш? Люблю Беларусь. Так узаемна!» (пароль повстанцев) («Кого любишь? Люблю Беларусь. Так взаимно!»).

Винцент Констанца Калиновский (1838 – 1864) – публицист, поэт, один из руководителей восстания 1863 года на территории Российской Империи.

Выпускник юридического факультета Петербургского университета, создатель и руководитель революционной организации в Гродно, автор и редактор издаваемой с 1862 «Мужицкой праýды». Калиновский продвигал теорию прогрессивного развития общества, созданную русскими и польскими революционер-демократами. Ею он обосновывал необходимость борьбы за новые общественные порядки, утверждение справедливого социального устройства и равенства.

Мысль о неизбежном наступлении лучшей жизни для народа неоднократно приводилась им на страницах «Мужицкой праýды» и «Писем из-под виселицы». В своих «Письма из-под виселицы» он признавал, что борьба с самодержавием неимоверно тяжела, но приведет к победе при революционном союзе народов.

В возрасте 25 лет Кастусь Калиновский был казнен 10 марта 1864 года на Лукишской площади в Вильно. Благодаря мужеству и стойкости этого революционера были спасены тысячи людей. Жандармам так и не удалось получить от Калиновского показаний о составе революционной организации. Калиновский до конца оставался настоящим патриотом и гуманистом.


Мне испокон веков дано наследство драгоценное,

Как ласка матери, оно всегда со мной, нетленное...

С ним думы все мои давно, и сны, и песни звонкие.

А называется оно Родимою сторонкою.

Якуб Колас (1882 - 1956) - писатель, классик беларуской литературы. Учитель по образованию.

Основная тема его дореволюционных произведений - крестьянская трудовая жизнь. В советское время писатель также обращается к национальной тематике, его произведения отличаются большим интересом к народному духу и гуманистической направленностью.

«Полесские повести» Якуба Коласа имели большое значение для становления жанра национального романа. Впоследствии они вошли в трилогию «На распутье». В трилогии мастерски изображена общественная жизнь Беларуси и ярко обрисован быт различных социальных групп. Удивительную тонкость в ощущении природы продемонстрировал автор в описании пейзажей.

Широкую известность получили поэмы «Новая земля» и «Сымон-музыкант». Отдельными направлениями творчества можно назвать тему Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн (пьеса «Война войне», повесть «Трясина», сборник стихов «Отомстим»). Якуб Колас создавал не только прозу и стихи, он такжезанимался и переводом текстов, например, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Его произведения тоже переведены на многие языки мира.

Богата была не только творческая, но и общественная жизнь писателя. Якуб Колас являлся председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира, в 1938 г. избирался депутатом Верховного Совета БССР, а в 1946 г. - депутатом Верховного Совета СССР. Не оставлял он и научную и педагогическую деятельность.

Поэтизация труда, восхваление душевной красоты трудящегося человека, обращение к фольклору и, главное, неподдельный интерес к своему народу, его жизни и особенностям культуры и истории пропивают произведения писателя. Кроме всего прочего, они, отличаются богатством языка и высокой степенью правдивости.


«Жизнь - вот единственная ценность для всего сущего, и для человека тоже».

«О войне, какой бы трудной она ни была, надо писать правду и всю правду, какой бы она ни была горькой».

Василь Быков - беларуский писатель, ставший известным благодаря произведениям «Мертвым не больно», «Третья ракета», «Сотников», «Дожить до рассвета». В 1942 году в возрасте 18 лет он ушел на фронт, и потому основной темой всей его прозы в дальнейшем стала Великая Отечественная война. В рассказах и повестях Василя Быкова нет героической торжественности или пафосной напыщенности, он не лжет, показывая ту действительность, которую видел.

За «окопную правду» и «абстрактный гуманизм» его долгое время не любила официальная критика, но абстрактного как раз таки было мало. Ранние истории писателя ограниченны по месту и времени происходящего - автора интересовали не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа». Позднее прозаик станет не только рассказывать о подвигах и мужестве, но и размышлять, как внутри человека возникает нравственная сила для них.

Идеи спасения целого мира от гибели и ценности одной-единственной человеческой жизни, общая история и частные события переплетаются в произведениях Василя Быкова. Писатель считал себя «реалистом», но сквозь прозу у него нередко проглядывает притчевый подтекст.

Василь Быков уделял время и общественной деятельности, не оставался равнодушным к процессам, происходящим в его стране. Был он и депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, и депутатом Верховного Совета СССР, возглавлял объединение беларусов мира «Бацькаушчына», выступал с политическими заявлениями, писал публицистику. В 1980 году ему присвоили звание Народного писателя Беларуси. Его творчество получило признание также и в других странах мира.

«Нехитрое дело - попасть ногою в проложенный след; гораздо труднее, но зато почетнее, прокладывать путь самому»

«Отними у человека в один день родных, хлеб, свободу, язык. Он ведь взбунтуется» (Колосья под серпом твоим).

Владимир Короткевич (1930 – 1984) – писатель, поэт, драматург, сценарист, классик белорусской литературы. Первый белорусский писатель в жанре исторического детектива.

Вместо многострадальной, бедной, отсталой страны с измученными крестьянами, которую описывали поколения белорусских писателей, Короткевич начал раскрывать образ Беларуси как европейской цивилизованной державы с огромным культурным наследием.

Многие произведения Короткевича терпели разгромную критику и годами ждали очереди в издательствах. Так, на роман «Колосья под серпом твоим» было написано 74 страницы замечаний для исправления. Короткевич критику не принял и оставил темой романа восстание Кастуся Калиновского 1863-1865 годов.

Его книги издавались огромными тиражами, за ними выстраивались очереди. При этом он сам оставался чрезвычайно скромным, добрым человеком с огромным сердцем. Современники писали, что он открытый, решительный, бескомпромиссный.

Много путешествовал, его сборник путевых заметок «Зямля пад белымi крыламі» стал своеобразной краткой историей Беларуси.

Короткевич лучше других улавливал пульс массовой культуры, создавал свой гибридный жанр, который сочетает исторический триллер, детективный роман и готико-романтическую повесть соединяя народную историю, массовую литературу и западноевропейские традиции.


«Нет для духа вольного границ» («Няма для духа вольнага граніцы»)

«Пусть надежда. Горит в сердце и крепнет» («Няхай надзея гарыць у сэрцы і мацнее»)

Янка Купала (Иван Луцевич, 1882 – 1942) – белорусский поэт, драматург, публицист, один из основоположников новой белорусской литературы.

Трудился чернорабочим на местном винокуренном заводе, проявляя тягу к самообразованию, много читал, пробовал писать и печататься. Все творчество Купалы пропитано глубоким социальным протестом против помещичьей эксплуатации и нищенского существования трудящихся.

В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка» («Дудочка»). В конце года петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора — привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован.

С начала 1920-х до начала 1930-х Купалу преследовала советская цензура: обвинение в неблагонадёжности выливались в методичную травлю поэта. Главным обвинением были националистические воззрения: поэт поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Пьеса «Тутэйшыя» была запрещена за национализм.

Изнурительные допросы в ГПУ довели его до попытки самоубийства. В письме на имя председателя правительства БССР Купала писал: «Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога». В итоге поэт был вынужден опубликовать покаянное «Открытое письмо», в котором повинился во всех грехах и пообещал не совершать больше идеологических ошибок.

28 июня 1942 года он погиб в московской гостинице при невыясненных обстоятельствах.

Следите за нами в интернете