Миттвайда – городок, потерянный в Саксонии между Дрезденом и Лейпцигом, с рекордным для Германии соотношением молодежи и взрослого населения – около половины из 14-тысячного населения здесь – учащиеся вуза. Раз в год на протяжении уже двадцати лет здесь проходит самый масштабный в стране медиаконгресс, организованный студентами. На два дня здание медиафакультета, самый современный европейский медиацентр, превращается в дискуссионную площадку для обмена мнениями в области СМИ, этики, политики, культуры и спорта, которую посещают около тысячи человек.
Анна Вильгельми
Мероприятие проходит сразу в нескольких форматах: короткие лекции от местных и зарубежных спикеров, панельные дискуссии, воркшопы и мастер-классы на английском и немецком языках. Помимо этого, работает секция Meet&Greet, где каждый желающий может пообщаться со спикерами в неформальной обстановке, и Recrouting Lounge – что–то вроде «скоростного собеседования» с работодателем, где студенты за 15 минут должны убедить собеседника предоставить им место практики в компании мечты.
Организаторы стараются максимально разнообразить программу мероприятия - это и тренды международной журналистики, и обсуждения социальных сетей, и рассказы представителей редких медиа-профессий – например, актеров дубляжа. Виртуальная реальность, подкасты, советы о том, как снимать документальные фильмы и как пользоваться кроссмедиа инструментами, мастер-классы по сведению звука, радиожурналистике и видеосъемке в 360° – все это можно обсуждать, изучать и пробовать, даже если ты студент другого факультета и никогда не имел дела с подобной работой.
В программе обсуждается также и то, как можно использовать социальные сети для обмена новостей, как это влияет на традиционные СМИ, и чем читатель новых медиа отличается от читателя старых. Рассматривали особенности работы с аудиторией, например, как заинтересовать «пассивную» ее часть – тех, кто используют социальные сети, чтобы читать посты и смотреть видео, но при этом контентом не делятся и сами ничего не постят.
Также в этом году обсуждался вопрос доверия к СМИ во времена пропаганды, честность в журналистике и безопасность в Интернете. Например, в одном из обсуждений Маттиас Ношис из медиаагентства «Альфапанда» заметил, что в разных странах люди по-разному относятся к вопросам приватности в социальных сетях.
«Французы и итальянцы с легкостью делятся селфи, а немцы гораздо чаще скрывают свои настоящие имена и прячутся под никнеймами. Люди стали аккуратнее относиться к тому, что может попасть в медиа из открытых источников, таких, как ваша страничка в Фейсбуке», – отметил он.
Спикерами конференции стали журналисты и ведущие крупных немецких телевизионных и печатных СМИ, таких как Süddeutsche Zeitung (Зюддойче Цайтунг) и ZDF (Цвайтес Дойчес Фернзеен), журналисты-фрилансеры, популярные видеоблогеры, работники диджитал-агентств, актеры дубляжа, спортивные комментаторы, виджеи и создатели фильмов.
«Многие относятся к событию скептически, – говорит Лиза Мундт, студентка специальности «Медиа-менеджмент» и продюсер медиафорума. – Каждый год мы должны убедить людей, что мероприятие стоит того, чтобы принять в нем участие, но многие отказываются, потому что мы не платим за выступления».
Всего в подготовке медиафорума задействовано порядка ста тридцати человек, за исключением техников, фотографов, операторов и тех, кто работает в студии во время самого мероприятия – примерно шестьдесят невидимых организаторов. Большинство – студенты медиа-менеджмента и акустической инженерии. Все обязанности строго распределены между семью командами.
Например, сбором средств на мероприятие занимается команда «Спонсоринг». Часть денег предоставляется фондом Ханнса Зайделя, поддерживающего студенческие проекты – из этих денег оплачивают питание и проживание спикерам, часть выделяет университет; техническое оснащение студии организовывают партнеры.
Помимо команды «Спонсоринг» есть «Конгресс», который занимается поиском тем и спикеров, «Контент и коммуникации», отвечающие за PR, ведение соцсетей и веб-сайта, рассылки пресс-релизов, «Финансы», контролирующие бюджет. Для вопросов логистики и размещения гостей, а также для оснащения сцены декорациями есть группа «Организация». «Техники» отвечают за свет, звук и оборудование, команда «Диджитал» – за все графические материалы и оформление сайта. Каждой командой руководит «глава», отчитывающийся перед двумя продюсерами, у которых также есть ассистент, чья задача – следить за дедлайнами. Каждые две недели продюсеры проводят встречу с четырьмя профессорами, призванными помогать и поддерживать процесс.
«Университет не указывает нам, кого пригласить, – мы можем выбрать кого угодно, – поясняет Лиза. – Единственное, что нужно уточнять – список политических гостей, поскольку их позиция может идти вразрез с ценностями университета».
Работа ведется круглый год – буквально сразу после закрытия мероприятия продюсеры начинают искать своих будущих преемников, а они, в свою очередь, глав команд. Стать организатором довольно просто – все студенты получают имейлы о наборе на свои университетские ящики. Претендентов ждет краткое интервью с профессорами или продюсерами, а затем начинается сама работа.
«Конечно, сначала ты действительно нервничаешь. Но когда есть замечательная команда, которая тебя поддерживает, постепенно страх уходит. Кроме того, мы всегда можем обратиться к ребятам с прошлого года, и у нас есть их записи – каждый год продюсеры пишут обзор того, что они делали, порядка пятидесяти страниц инструкций и советов для преемников. Главы команд тоже составляют небольшие доклады – мы все получаем за это оценки, при условии, что совокупности проработали над проектом 100 часов».
Не только организаторы получают оценки за медиафорум – студенты пятого семестра должны сдать несколько отчетов о лекциях и мастер-классах, а первый медиафорум засчитывается как промежуточный экзамен. Все студенты медиафакультета получают освобождение от занятий на два дня проведения мероприятия.
Фото: Florian Pappert, Chris Schröder