УЧАСТНИЦА ZHASCAMP ACCELERATOR РАЗРАБОТАЛА ТАКТИЛЬНУЮ АЗБУКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

26 октября 2020 г. Общество, Молодежь
Фото из личного архива

Амантаевой Аиде 19 лет, она из Алматы, но уже третий год получает специальность дефектолога-логопеда в педагогическом университете в Павлодаре. Вместе с командой из университета два года назад Аида разработала проект тактильную азбуку «Feel Letters». Азбука нацелена на улучшение мелкой моторики у дошкольников. Мелкая моторика – это точные движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики связано и развитие речи ребёнка, так как двигательная и речевая зоны в головном мозге расположены очень близко друг к другу. Часто у детей с особенностями развития нарушена и мелкая моторика.

Во время педагогической практики Аида заметила, что многие дети затрудняются при изучении азбуки, и решила сделать этот процесс быстрее и приятнее. Проект подходит как для детей с особенностями развития, так и для детей с нормой обучения. Мы поговорили с Аидой о проекте, о страхах во время его реализации и о том, как она попала на ZhasCamp Accelerator.

О выборе профессии

У меня есть сестра, которая училась на этой специальности, и родственники, чьи дети с особенностями развития. Если твой ребёнок ко второму классу не знает, где «А» и «Б», это очень страшно.

Проводя с ними время, я поняла, что неплохо справляюсь – почему бы не попробовать. Прочла об этой специальности и загорелась целью поступить на дефектолога, выбрала уже в середине учебного года вуз в Павлодаре и поступила.

О проекте

Проект представляет собой азбуку на бумаге формата А5. Азбуки есть на трёх языках: английском, казахском (латиница и кириллица) и русском. Мы получаем много вопросов от родителей, которые хотят самостоятельно и верно обучать своих детей по нашей азбуке. Для этого мы записываем видео-инструкции на диск. Как это выглядит сегодня: мама особенного ребёнка, обучающегося на дому, хочет, чтобы он скорее выучил алфавит; я провожу с ней консультацию по телефону и объясняю, как пользоваться. Бывает, хожу к ним домой и показываю.

Скорость обучения зависит от родителей и их терпения, эмоциональности. Родители желательно должны быть с ребёнком на одной волне. Дети считывают эмоции. Самое важное реагировать на действия своих детей. К примеру, лежит перед ребёнком азбука яркая, буквы можно распознать на ощупь,он повторил за вами букву «А», и нужно сказать: «Вау, ты знаешь букву «А», какой ты молодец!»

Сроки обучения зависят от особенностей каждого ребёнка и темпа родителей или специалистов, которые работают с ним.

О пути от идеи до реализации

Мы советовались со всеми, с кем только можно: с каждым преподавателем нашего педагогического вуза и со специалистами в сфере стартапов. Затем начали сотрудничать с такими центрами, как «Арди» в Алматы, «Аутизм победим» в Павлодаре, и с родителями особенных детей. В 2018 году мы выиграли грант в размере 500 тысяч тенге от фонда «Самрук-Қазына» и сделали несколько азбук; в 2019 году – грант от летнего предпринимательского лагеря Big Ideas Camp в размере 250 тысяч тенге. Затем мы начали выходить со своим продуктом на другие площадки. Мы решили участвовать во всех конкурсах и проектах, чтобы узнать, на что способен наш проект, на что способны мы. Первой возможностью, которую мы увидели, был ZhasCamp Accelerator. Мы подали заявку, поучаствовали в питчинге в Астане и с волнением ждали результатов. Нам сообщили, что мы прошли и от команды из четырёх девушек акселератор проходить буду я.

О ZhasCamp Accelerator

Во время пандемии мы потеряли связь с командой: я уехала в Алматы. Какое-то время проект «стоял», и мы не знали, как его продвигать онлайн. В Алматы я участвовала в конференции ZhasCamp, где прослушала много крутых спикеров. Затем весной прошёл сам акселератор, он помог вылезти из какой-то апатии. Мне запомнились сессии о продвижении бизнеса во время карантина и эмоциональном интеллекте. Был крутой период работы с SMM-специалистом: он помогал нам вести нашу Instagram-страницу. Проектом занимаются четыре человека, но состав команды меняется каждый год, и сейчас это уже не те люди, которые начинали проект, и к каждому надо найти подход. Поэтому самым ценным был тренинг по работе с командой. Записывать видео-инструкцию по пользованию азбукой мы начали как раз во время акселератора и тогда же решили сменить дизайн.

За нами закрепили ментора, им был Вениамин Алаев – исполнительный директор Центра комплексной реабилитации инвалидов «Кенес». Одной консультации было достаточно. Ведь есть команда, с которой мы вместе ищем ответы на вопросы.

О страхах при реализации проекта

Я боялась, что люди не так поймут, что мы не сможем донести важность проекта. Но за него взялись не просто студенты без диплома, а люди, которые горят идеей помочь детям, которые советуются со специалистами. Я боялась, что нам не поверят, однажды подойдут и спросят: «А что вы вообще умеете? Что вы в этой жизни видели, знаете?»

Мы завоевали доверие среди тех людей, кого эта проблема касается напрямую: детей с особенностями развития и их родителей. А когда мы стали более уверенными в себе, мы стали делать презентации для тех, кто вообще ничего не знает о моторике, и наша аудитория расширилась.

Об Азбуке

Стоимость азбуки на сегодня 1000 тенге. Эта символическая сумма, которую мы установили на время тестирования проекта, покрывает доставку и упаковку. Сейчас мы меняем дизайн, будем включать диски с видео-инструкцией и пересмотрим цену. Но она останется доступной.

В комплект входят азбука, пропись и раскраска, которая обучает цифрам, формам и цветам одновременно, и её мы тоже разработали сами. Там, например, есть круг – это арбуз, и внутри круга нарисована цифра один. Ребёнку необходимо раскрасить эту область в темно-зеленый, что позволяет запомнить и цифры, и цвета. При изготовлении мы используем дорогие материалы: декоративную проволоку, ткани разной плотности, наполнители из ваты. Сейчас мы тратим средства из выигранного гранта.

При условии обратной связи мы отправляем комплекты и в другие города. Мы просим родителей фиксировать результаты детей и отправлять нам. Так мы узнаём, что понравилось, а что нет, яркая получилась азбука или нет, отвлекался ли ребёнок на рисунки.

Сейчас работает сарафанное радио, за продажами мы не гонимся. Одна семья советует нашу азбуку другим, и так о нас узнаёт весь город. За месяц у нас берут минимум три комплекта.

О планах на будущее

Мы хотим улучшить продукцию и выйти за рамки Казахстана. Везде разные программы обучения хочется обмениваться опытом с коллегами из других стран.

Меня мотивирует команда, и я хочу, чтобы мы вместе многого добились. Мы прошли столько сложностей вместе; проект помог многим детям, и это сделали мы – обычные студентки. Значит, и в таком молодом возрасте можно чего-то достичь.

Я люблю ставить краткосрочные цели и видеть, как маленькие шаги приводят к исполнению больших целей.

Следите за нами в интернете