Амантаевой Аиде 19 лет, она из
Алматы, но уже третий год получает специальность дефектолога-логопеда в педагогическом университете в Павлодаре. Вместе с командой из университета
два года назад Аида разработала проект – тактильную азбуку «Feel Letters». Азбука нацелена на улучшение
мелкой моторики у дошкольников.
Мелкая моторика – это точные движения пальцев и
кистей рук. С
развитием мелкой моторики связано и развитие речи ребёнка, так как двигательная
и речевая зоны в головном мозге расположены очень близко друг к другу. Часто у
детей с особенностями развития нарушена и мелкая моторика.
Во
время педагогической практики Аида заметила, что многие дети затрудняются при
изучении азбуки,
и решила сделать этот процесс быстрее и приятнее.
Проект подходит как для детей с особенностями развития, так и для детей с
нормой обучения. Мы поговорили с Аидой о проекте, о страхах во время его
реализации и о том, как
она попала на ZhasCamp Accelerator.
О выборе профессии
У
меня есть сестра, которая училась на этой специальности, и родственники, чьи дети –
с особенностями развития. Если твой ребёнок ко второму классу не знает, где «А» и «Б», это очень страшно.
Проводя
с ними время, я поняла,
что неплохо справляюсь – почему
бы не попробовать. Прочла об этой специальности и загорелась целью поступить на
дефектолога, выбрала уже в середине учебного года вуз в Павлодаре и поступила.
О проекте
Проект представляет собой азбуку на бумаге формата А5. Азбуки есть на трёх языках: английском, казахском (латиница и кириллица) и русском. Мы получаем много вопросов от родителей, которые хотят самостоятельно и верно обучать своих детей по нашей азбуке. Для этого мы записываем видео-инструкции на диск. Как это выглядит сегодня: мама особенного ребёнка, обучающегося на дому, хочет, чтобы он скорее выучил алфавит; я провожу с ней консультацию по телефону и объясняю, как пользоваться. Бывает, хожу к ним домой и показываю.
Скорость
обучения зависит от родителей и их терпения,
эмоциональности. Родители желательно должны быть с ребёнком на одной волне.
Дети считывают эмоции. Самое важное –
реагировать на действия своих детей. К примеру, лежит перед ребёнком азбука – яркая, буквы можно распознать на ощупь, – он
повторил за вами букву «А»,
и нужно сказать: «Вау, ты знаешь букву «А», какой ты
молодец!»
Сроки
обучения зависят от особенностей каждого ребёнка и темпа родителей или специалистов, которые
работают с ним.
О пути от идеи до реализации
Мы
советовались со всеми, с кем только можно:
с каждым преподавателем нашего педагогического вуза и со специалистами в сфере
стартапов. Затем начали сотрудничать с такими центрами, как «Арди» в Алматы, «Аутизм победим» в Павлодаре, и с родителями
особенных детей. В 2018
году мы выиграли
грант в размере 500 тысяч тенге от
фонда «Самрук-Қазына» и сделали несколько азбук;
в 2019 году – грант от летнего предпринимательского
лагеря Big Ideas Camp в размере 250 тысяч тенге. Затем
мы начали выходить со своим продуктом на другие
площадки. Мы
решили участвовать во всех конкурсах и проектах, чтобы узнать, на что способен наш проект, на что
способны мы. Первой возможностью, которую мы
увидели, был ZhasCamp Accelerator. Мы подали заявку, поучаствовали
в питчинге в Астане и с волнением
ждали результатов. Нам сообщили, что мы прошли и от команды из четырёх девушек
акселератор проходить буду я.
О ZhasCamp Accelerator
Во
время пандемии мы потеряли связь с командой:
я уехала в Алматы. Какое-то время проект «стоял»,
и мы не знали,
как его продвигать онлайн. В Алматы я участвовала
в конференции ZhasCamp, где
прослушала много крутых спикеров. Затем весной прошёл сам акселератор, он помог
вылезти из какой-то апатии. Мне запомнились сессии о продвижении бизнеса во время карантина и эмоциональном
интеллекте.
Был крутой период работы с SMM-специалистом:
он помогал нам вести нашу Instagram-страницу. Проектом
занимаются четыре человека, но состав
команды меняется каждый год,
и сейчас это уже не те люди, которые
начинали проект, и к
каждому надо найти подход. Поэтому самым ценным был тренинг по работе с
командой. Записывать видео-инструкцию по пользованию азбукой мы начали как раз во время
акселератора и тогда же решили сменить дизайн.
За нами закрепили ментора, им был
Вениамин Алаев – исполнительный директор Центра
комплексной реабилитации инвалидов «Кенес». Одной
консультации было достаточно. Ведь есть команда, с которой мы вместе ищем
ответы на вопросы.
О страхах при реализации проекта
Я
боялась, что люди не так поймут, что мы
не сможем донести важность проекта. Но за него взялись не просто студенты без диплома,
а люди, которые горят идеей помочь детям,
которые советуются со специалистами. Я боялась, что нам не поверят, однажды подойдут и
спросят: «А что вы вообще умеете? Что вы в
этой жизни видели, знаете?»
Мы
завоевали доверие среди тех людей, кого эта проблема касается напрямую: детей с особенностями развития и их
родителей. А когда мы стали более уверенными в себе, мы стали делать презентации для
тех, кто вообще ничего не знает о моторике, и наша аудитория расширилась.
Об Азбуке
Стоимость
азбуки на сегодня – 1000
тенге. Эта символическая сумма, которую мы установили на время тестирования
проекта, покрывает доставку и упаковку. Сейчас мы
меняем дизайн, будем включать диски с видео-инструкцией и пересмотрим цену. Но
она останется доступной.
В комплект входят азбука, пропись и раскраска, которая обучает цифрам, формам и цветам одновременно, и её мы тоже разработали сами. Там, например, есть круг – это арбуз, и внутри круга нарисована цифра один. Ребёнку необходимо раскрасить эту область в темно-зеленый, что позволяет запомнить и цифры, и цвета. При изготовлении мы используем дорогие материалы: декоративную проволоку, ткани разной плотности, наполнители из ваты. Сейчас мы тратим средства из выигранного гранта.
При условии обратной связи мы
отправляем комплекты и в другие города.
Мы просим родителей фиксировать результаты детей и
отправлять нам. Так мы узнаём, что понравилось,
а что – нет,
яркая получилась азбука или нет, отвлекался ли ребёнок на рисунки.
Сейчас
работает сарафанное радио, за продажами мы не гонимся. Одна семья советует нашу
азбуку другим,
и так о нас узнаёт весь город. За
месяц у нас берут минимум
три комплекта.
О планах на будущее
Мы хотим улучшить продукцию и
выйти за рамки Казахстана. Везде разные программы обучения – хочется обмениваться
опытом с коллегами из других стран.
Меня
мотивирует команда, и я хочу,
чтобы мы вместе многого добились. Мы прошли столько сложностей вместе; проект помог многим детям, и это сделали мы – обычные
студентки. Значит,
и в таком молодом возрасте можно чего-то достичь.
Я люблю ставить краткосрочные цели и видеть, как маленькие шаги приводят к исполнению больших целей.